Софт

Cms Moodle

Рейтинг: 5.0/5.0 (25 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

МУ-Moodle: Что такое ДО на основе Moodle?

Система дистанционного обучения образовательного портала "Мой университет"

Что такое Moodle и как он помогает организовать среду дистанционного обучения?

Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие системы часто назы­ваются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).

Слово "Moodle" - это аббревиатура слов "Modular Object- Oriented Dynamic Learning Environment"(Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Moodle – в общем случае это программа, которая позволяет создавать онлайн-курсы. Эта среда позволяет создать единое учебное пространство для студентов и преподавателей курса. Используя Moodle, преподаватель может обмениваться сообщениями со студентами, создавать и проверять задания, публиковать текстовые материалы и многое другое.

Moodle- это инструментальная среда для разработки как отдель­ных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов.

В основу проекта положена теория социального конструктивизма и ее использование для обучения.

Автор Moodle - Martin Dougiamas. По завершению курса обучения в университете по специальности Computer Science и Education подгото­вил и защитил диссертацию (Ph.D.) "The use of Open Source software to support a social constructionist epistemology of teaching and learning within Internet-based communities of reflective inquiry". Идея создания платфор­мы поддержки обучения с использованием информационных технологий возникла у него в 1999 году после продолжительного опыта админист­рирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных уни­верситетов - Curtin University (Австралия). Moodle задумывался как инст­рументарий расширения возможностей преподавания, а не как бесплат­ная замена распространенных коммерческих e-learning платформ WebCT и BlackBoard. Однако, архитектура Moodle и заложенные в эту платформу принципы оказались настолько удачными, что Moodle завое­вала признание мирового сообщества.

Moodle распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами (http://www.opensource.org/osd.html) под лицензией GPL (http://www.gnu.org/copyleft/gpl.html ). Это означает, что для использования Moodle необходимо соблюдать авторские права, но с определенными свободами.

Этот бесплатно распространяемый программный комплекс по сво­им функциональным возможностям, простоте освоения и удобству ис­пользования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения.

Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контро­ля успеваемости.

В настоящий момент систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира.

СДО Moodle имеет около 43 млн. зарегистрированных пользовате­лей, 54 тыс. образовательных порталов в 211 странах ми­ра и объединяет более 300 программистов-разработчиков.

Последние версии СДО Moodle можно скачать с сайта мирового сообщества пользователей Moodle - http://www.moodle.org .

Возможности Moodle для преподавателей:

  • Moodle использует педагогику социального конструкционизма, которая включает взаимодействие, активное учение, критическую рефлексию и др.
  • Moodle подходит для 100% онлайн-курсов.
  • Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными браузерами web-интерфейс.
  • Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации и гостю.
  • Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.
  • Большинство текстовых элементов (ресурсы, форумы, задания и т.д.) могут быть отредактированы, используя внедренный HTML редактор.
  • Предлагается широкий спектр инструментов для построения учебного процесса, включая не только стандартные модули, но и дополнительные.
  • Для коммуникации и социализации в сообществе курса преподаватель может использовать такие инструменты как форумы, чаты, wiki, систему обмена сообщениями, блоги и т.д.

Возможности Moodle для студентов:

  • Для коммуникации предлагаются форумы, система обмена сообщениями и др. инструменты.
  • Любой пользователь Moodle может рассказать сообществу курса о себе, используя блог.
  • Предоставляется доступ к текстовым материалам курса, заданиям, тестам и другим элементам курса.

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО) .

Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами.

Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками.

Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Последнее изменение: Saturday, 3 September 2011, 16:57

Cms moodle:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Moodle основные понятия Что такое Moodle?

    Moodle основные понятия Что такое Moodle?



    Moodle основные понятия Что такое Moodle? Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Так E-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).



    Возможности Moodle Сайт администрируется пользователем admin. который определен по умолчанию. Moodle имеет простой, эффективный, совместимый с разными web-браузерами интерфейс (модуль "themes" позволяет администратору изменить дизайн сайта, включая цвета, шрифты, разметку и т.д. в соответствии с нуждами). Модули различных видов могут быть добавлены к существующей инсталляции Moodle для расширения возможностей системы (например, модуль языковых пакетов позволяет локализовать Moodle для любого языка, на текущий момент доступно 40 языковых пакетов). Список курсов содержит описание каждого курса на сервере, предоставляя доступ к этой информации, в том числе и гостю. Курсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска курсов по ключевому слову. Moodle может поддерживать тысячи курсов.



    Основное окно курсов



    Права доступа Пользователь с правами администратора контролирует создание курсов и назначает преподавателей курсов, а так же студентов. Пользователь с правами создателя курса может создавать курс и назначать преподавателей курса. Для преподавателей, работающих неполный день (на полставки), можно отменить право на редактирование курса. Учителя могут добавить "кодовое слово" для доступа к курсу, чтобы ограничить доступ лицам, не являющимся студентами курса. Кодовое слово они могут передать студентам при личной встрече или отправив по электронной почте. Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо.



    Права доступа Преподаватель может исключить пользователя из числа студентов курса, если это необходимо. Если студент не посещает курс в течение определенного периода времени (настраивается администратором), то он автоматически исключается из курса. Студенты могут настраивать свой профиль, включая фотографии и описание. Адрес электронной почты студента другим студентам курса или пользователям системы в целом может не показываться, если это необходимо. Каждый пользователь может указать свою временную зону и каждый день Moodle будет корректировать для этой зоны даты отправки заданий, сдачи тестов и т.д. Каждый пользователь может выбрать язык интерфейса Moodle, если это разрешено администратором системы. Преподаватель может назначить определенный язык для конкретного курса. Пользователи, использующие гостевой вход не имеют возможности проходить тесты, отвечать на задания и т.д.



    Управление курсами Форумы. Рабочие тетради Модуль «Тесты» Модуль «Анкетирование»



    Модуль «Чат» Позволяет участникам принять участие в обсуждении в реальном времени. Это хороший способ узнать друг друга и познакомиться с обсуждаемой темой. Режим работы чата отличается от режима работы форума. Данный модуль содержит ряд возможностей для администрирования и просмотра обсуждений чата.



    Модуль «Опроса» Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответа. Этот вид задания может быть очень полезен в качестве голосования, чтобы стимулировать размышления над темой, чтобы позволить классу выбрать направление изучения курса или для другого исследования. (Опросы могут проходить анонимно).



    Модуль «Форума» Этот модуль может быть достаточно важным, так как, используя его, может проводиться большое число дискуссий. Форумы могут быть разной структуры и могут включать оценку (рейтинг) сообщений. Сообщения могут просматриваться в различных форматах и могут содержать вложения. Подписавшись на форум, участники будут получать копии сообщений на свой адрес электронной почты. Учитель может подписать всех студентов курса, если это необходимо.



    Окно форумов на курсе



    Модуль «Учебная работа» (Семинар). Данный модуль позволяет давать задания студентам в удобной форме. Он состоит из определяемого количества страниц. Каждая страница заканчивается вопросом и определяемым количеством ответов на него. В зависимости от выбора ответа студентом он переходит на следующую страницу (в случае правильного ответа) или на ту же самую (в случае неправильного ответа). Навигация по данному модулю может быть поступательной или смешанной, в зависимости от структуры представляемого материала.



    Модуль «Тесты» Этот модуль позволяет учителю создавать тесты, состоящие из вопросов с несколькими ответами, ответами "Да"/"Нет" и кратким ответом. Эти вопросы сохраняются в базе данных по определенным темам и могут быть использованы в нескольких курсах и между курсами. Для сдачи тестов может быть определено несколько попыток. Каждая попытка автоматически отмечается, и учитель может выбрать дать комментарий или показать правильные ответы. Этот модуль включает систему для оценивания.



    Модуль «Тесты»



    Модуль «Анкетирование» Обеспечивает ряд проверенных вариантов опросников, которые могут быть полезны в оценке качества и стимулировании обучения в онлайновых системах обучения. Учителя могут использовать их, чтобы собрать информацию о своих студентах. Данная информация может быть полезна им, чтобы узнать больше о студентах и влиять на их обучение.



    Журнал оценок



    Развернутая таблица с оценками



    Календарь



    Основные функциональные возможности Автоматический контроль результатов тестирования. Возможность корректировки и оценивания выполненных заданий, упражнений, рефератов, эссе, проектов. Обеспечение быстрой обратной связью. Анализ учета потребностей обучающихся, основанных на результатах анкет и опросов. Формирование протоколов-отчетов об выполненных заданиях, практических работах.



    Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) Реализация данного проекта будет осуществляться на базе созданных в рамках проекта «Информатизация системы образования» Межшкольных методических центров, Региональных координационных центров и образовательных учреждений, расположенных на территории Ставропольского края, Калужской области и Республики Карелия.


    Похожие:

    Информация об авторе Старший преподаватель филологического факультета спбГУ
    Презентации, интерактивные упражнения и инструменты lms moodle как средства развития мотивации к изучению иностранного языка

    Программа Intel «Обучение для будущего» в Южном округе
    Рожков Андрей Дмитриевич «Построение очного обучения на базе программы Moodle», внеплановый семинар на базе школы №196 (17. 02. 10.

    Кожин В. А. ведущий электроник, ниияф мгу скурихин А. В снс, ниияф мгу
    Все отчеты предоставляются через систему Moodle в виде наборов файлов – презентаций, таблиц, файлов с результатами сканирования

    Основные понятия. Что это такое?
    В зоопарке переполох, правила потерялись. Помогите навести порядок, найдите вторую половинку продолжение определения, а за это каждый.

    Курс: О Moodle

    Что такое Moodle?

    Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS или LMS. Эти абревиатуры можно расшифровать следующим образом:

    • CMS - course managment system - система управления курсами
    • LMS - learning managment system - система управления обучением

    Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

    Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.

    Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

    1. Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
    2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
    3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
    4. Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
    Moodle в современном образовании

    Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle .

    Moodle можно использовать для организации:
    1. Дистанционного обучения - при котором преподаватель и ученик большую часть времени не встречаются лично друг с другом.
    2. Дистанционной поддрержки очного образования - используя средства электронного обучения учащийся может получать задания и отправлять их на проверку используя систему Moodle
    3. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle .
    Система Moodle может обеспечить:
    1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
    2. Прочное усвоение знаний
    3. Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
    4. Индивидуализацию обучения
    5. Экономию времени и денег - отпадает необходимость тратить время и деньги на учебные занятия
    Проблемы применения Moodle

    Одной из первых проблем, с которой могут столкнуться желающие организовать электронное обучение, является решение технических вопросов связанных с этой системой.

    Это объясняется, в первую очередь, отсутствием доступных и грамотно составленных инструкций и рекомендации по работе с системой на русском языке. А также очень широко распространенным мнением, что Moodle - это очень сложно и доступно лишь специалистам с IT-образованием.

    На самом деле Moodle может успешно применяться для дистанционного обучения и поддержки очного образования практически любым педагогом, обладающим базовыми навыками работы на компьютере.

    Этот сайт посвящен как раз решению этой основной проблемы, препятствующей более широкому распространению Moodle и дистанционного обучения в целом, в русскоязычном секторе сети интернет.

    Russian Moodle: CMS и Moodle

    Russian Moodle

    У одной организации, использующей Moodle, появилось желание завести публичный сайт. С ними я сотрудничал в области Moodle, поэтому обратились ко мне. Пока более менее четкого видения о том, что требуется от CMS, у них нет. Так что, я могу только догадываться об интересующем их функционале. Однако, до выяснения всех нюансов и "хотелок" уже решил начать зондирование с тем, чтобы сузить круг потенциальных CMS. А так как Moodle является для них главенствующей системой, то и вероятно, для сайта не будет лишним иметь возможность интеграции с Moodle. Хотя бы "единая авторизация" (Single Sign On).

    Функционал сайта (предполагаемый):

    • новости
    • пользовательская база
    • информационные разделы (с произвольно выстраиваемой структурой)
    • форма фидбэка
    • загрузка файлов (типа электронный архив)
    • блоговая подсистема

    Функционал от интеграции сайта с Moodle:

    единая пользовательская база (поскольку пользователи уже заведены в Moodle, то главной системой управления пользователями является Moodle, а соответственно, CMS должен будет пользоваться юзерским реестром Мудла)

    новости Moodle отображаются на сайте

    контент (часть контента) курсов отображается на страницах сайта

    содержимое мудловских элементов "база данных" можно отобразить на сайте

    содержимое мудловских ресурсов "папка" можно отобразить на сайте

    Теперь главный вопрос на миллион! Какой CMS использовать?

    Пока варианты следующие - Joomla, Drupal, Wordpress.

    Wordpress вроде не особо хорошо "клеится" к Moodle.

    Joomla имеет Joomdle. Офф. сайт, по крайней мере, по первому впечатлению вполне адекватный.

    Plugin Drupal+Moodle, вроде имеет только возможность Single Sign On - www.drupal.org/project/moodle. Этого мало. Ну и смущает, что дальнейшее развитие плагина под вопросом (страничка Друпала гласит "Maintenance status: Seeking new maintainer ").

    Пока после такого небольшого анализа склоняюсь к Joomla+Joomdle. Пока не понял какую версию Moodle поддерживает. Что скажете-подскажете?

    Легкая авторизация в MOODLE – «ключ» к успешному обучению

    В последнее время система MOODLE становится все более популярной, но для того, чтобы отметить все ее преимущества следует позаботиться о легкой, быстрой авторизации. Для этого рекомендуется использовать плагин авторизации.

    Plugin Github совместим со всеми популярными социальными сетями, а именно Facebook, VK, Yandex, Mail.RU, Google+, Twitter, Yahoo. Теперь для входа в систему MOODLE не нужно вводить пароль и можно гарантировать быстрый вход через социальную сеть. Вне всяких сомнений, эту возможность оценит каждый представитель молодежи. Для упрощения выполнения своих задач и жизни студентов нужно предусмотреть репозиторий на github. Репозиторий представляет собой место, рассчитанное для хранения всех данных. Вы можете опубликовать все лекции и методические материалы, а студенты смогут ознакомиться с ними в удобное для себя время. Использование плагина и репозитория MOODLE способствует повышению успеваемости студентов и удобному формату обучения.

    Выбирая плагин LenAuth для MOODLE от LMSTECH, вы сможете гарантировать максимальное удобство авторизации. Русификация плагина позволяет студентам сразу понять, какие действия нужно совершать. Интерфейс системы отличается удобством, поэтому есть возможность воспользоваться всеми сервисами, которые следует включить. Нужно отметить то, что плагин позволяет отключить непопулярные социальные сети в России, в результате чего использование их оказывается максимально полезным. Для удобства студентов можно изменить текст и его цвет у кнопки, благодаря чему ориентация на известных социальных сетях оказывается еще легче. Нужно отметить то, что при необходимости вы можете выбрать подходящий шаблон. Разнообразные настройки и бесплатное использование модуля также являются важными преимуществами использования плагина.

    MOODLE – это идеальная электронная система для загрузки и скачивания лекций, учебников, переписки студентов и преподавателей, контроля посещения лекций и успеваемости. Студенты получают возможность получить ответы на все важные вопросы для себя и установить контакт со своим преподавателям, имея шанс воспользоваться чатом или написать на указанный электронный адрес. Авторизация должна быть настолько понятной и легкой, насколько удобным является интерфейс.

    Вы можете позаботиться о своих студентах, основывая обучение на системе MOODLE и простой авторизации через социальные сети! Позвольте студентам быть в курсе своего положения в университете и сконцентрироваться на процессе обучения!

    Добавить комментарий

    Курс: Система дистанционного обучения Moodle

    Система дистанционного обучения Moodle
    Пользователи системы.

    В Moodle используются следующие роли:

    • Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);
    • Создатель курса (может создать курс и учить в нем);
    • Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);
    • Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);
    • Студент (имеет доступ к материалам курса)
    • Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).
    Предполагается, что Вы можете стать Создателем курса и Учителем. Права полного администрирования мы оставляем за собой:)
    Тема 3

    Учебный курс представляет собой набор учебных материалов, оформленных в виде объектов:

    Ресурсов (Теоретической части) и Элементов (Практической части).

    Также курсу принадлежит: Журнал Успеваемости (Оценки учащихся) и Журнал Посещаемости (Логи).
    Учебный Курс соответствует одному предмету и рассчитывается на определенное время.

    Moodle - система дистанционного обучения

    Moodle - система дистанционного обучения

    Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
    Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
    СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

    Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

    • интегрировать с другими информационными системами;
    • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
    • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

    Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

    Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

    Возможности Moodle Все ресурсы – собраны в единое целое

    В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

    Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

    Совместное решение учебных задач

    Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

    Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

    Учитель – на связи с учениками

    Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

    В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

    Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях: не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически.

    Качество обучения – под контролем

    Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

    В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

    Moodle для пользователя

    Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

    1. Ученики
      • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
      • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
      • знания лучше усваиваются.
    2. Преподаватели
      • поддерживают курс в актуальном состоянии,
      • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
      • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
      • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
    3. Администрация
      • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
      • анализирует результаты обучения,
      • снижает затраты на управление учебным процессом.

    В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

    наши специалисты покажут вам систему и помогут выбрать оптимальный вариант внедрения.

    Дополнительная информация и ресурсы

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ MOODLE - VIII Студенческий научный форум

    Данная статья посвящена описанию систем управления курсами (CMS), а так же обзору отличительных черт одного из представителей этого класса систем – CMS Moodle. В статье рассмотрены основные возможности CMS, их стандартный функционал, а так же эффект от применения систем управления курсами в обучении. Кроме того, в статье освещены особенности принципов и философии Moodle – одной из самых популярных и оригинальных систем управления курсами. Актуальность данной темы связана с широчайшим использованием подобных систем в образовательных учреждениях всего мира.

    Ключевые слова: система управления курсами, система управления контентом, CMS, контент, курсы, Moodle, Интернет, онлайн, открытый исходный код.

    Course management system Moodle

    Pishiy Sergey Aleksandrovich

    Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov

    bachelor's degree in Applied Informatics

    This article is devoted to the description of Course Management Systems (CMS), and a review of the distinguishing features of one of the representatives of this type of systems - CMS Moodle. The article describes the main features of CMS, their standard functionality, and the effect of use course management systems in the learning. Besides, the article highlights the features of the principles and philosophy of Moodle - one of the most popular and original course management system. Relevance of the topic is associated with a wide use of such systems in educational institutions in the world.

    Keywords: course management system, content management system, CMS, content, courses, Moodle, Internet, online, open source.

    Moodle является системой управления курсами или Course Management System. Для краткости такие системы принято обозначать аббревиатурой CMS. Для аббревиатуры CMS так же часто можно увидеть расшифровку Content Management System – система управления контентом, причем обе эти расшифровки по сути являются синонимами. Moodle – это система с открытым исходным кодом, которую многие университеты, сообщества, колледжи, школы, предприятия и даже отдельные преподаватели используют, чтобы добавить веб-технологии в обучение. В настоящее время более 30 000 учебных организаций по всему миру используют Moodle, чтобы предоставить обучающимся онлайн-курсы и дополнить традиционный вид обучения – лицом к лицу. Moodle предоставляется бесплатно на официальном веб-сайте компании (http://www.moodle.org), поэтому каждый желающий может загрузить, установить и не только ознакомиться с возможностями системы, но и в достаточно короткий срок настроить систему для своих нужд.

    Название Moodle имеет два значения. Во-первых, это акроним образованный от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Во-вторых, Moodle – глагол в английском языке, который описывает процесс ленивого создания чего-либо так, как Вам этого захочется, а так же увлекательное занятие чем-либо, которое часто приводит к прозрению и творческим идеям.

    Moodle был создан австралийским ученым и педагогом Мартином Дугамасом, который провел долгое время, поддерживая CMS в университете в городе Перте в Австралии. Он разочаровался в системе, а позже узнал, что инженеры, не являющиеся педагогами, разработали эту систему. Мартин понял, что система, разработанная кем-то, кто разбирается еще и в учебном процессе, а не только в технологическом, будет гораздо лучше, чем та CMS, с которой ему приходилось работать в университете.

    Он взял на вооружение свои ученые степени в области образования и компьютерных наук и начал разрабатывать Moodle в качестве альтернативы. Теперь Мартин работает над Moodle полный рабочий день. Для развития своего продукта с открытым исходным кодом, он создал сообщество разработчиков из разных уголков земного шара, которые прилагают совместные усилия, чтобы сделать Moodle лучшей доступной CMS в мире.

    CMS, как правило, являются веб-приложениями, это означает, что они работают на сервере и доступны пользователям с помощью веб-браузера. Обычно сервер CMS находится в университете, школе, колледже или другом учреждении, которое хочет создать свои собственные онлайн-курсы, однако он может находиться где угодно в мире, где есть возможность подключения к Интернету. Кроме того пользователи CMS (учителя, ученики, администраторы) могут получить доступ к системе в любой точке земного шара, имея подключение к Интернету.

    Самые основные возможности CMS – это предоставление преподавателям инструментов для создания веб-сайта курса и обеспечение контроля доступа, таким образом только определенные, например поступившие в учебное заведение, студенты могут просмотреть курс. CMS также предлагают широкий спектр инструментов, которые могут сделать курс более эффективным. Они обеспечивают простой способ для загрузки и распространения материалов, проведения онлайн-дискуссий и чатов, дают возможность проводить тесты и обзоры, собирать и проверять задания, а также вести журнал оценок. Давайте вкратце посмотрим на возможности CMS и на то, как они могут быть полезны.

    Загрузка и обмен материалами

    Большинство систем CMS предоставляет инструменты для простой и удобной публикации контента. Вместо того, чтобы использовать HTML-редактор и затем отправлять свои документы на сервер через FTP, пользователь просто использует веб-форму для загрузки файлов на сервер и редактирования их описания в CMS. Многие преподаватели загружают учебный план, лекции, задания, материалы для чтения и статьи, чтобы они сами и студенты могли получить доступ к материалам в любой момент времени, в любой точке мира.

    Интернет-форумы и чаты обеспечивают средства связи за пределами встреч в классной комнате или аудитории. Форумы дают студентам больше времени для написания своих ответов, что чаще всего приводит к более вдумчивым дискуссиям. Чаты, с другой стороны, дают возможность быстро и легко общаться как студентам между собой, так и с преподавателями. Эти оба вида коммуникации могут быть использованы для обсуждения проекта между группами студентов или экзаменационных вопросов.

    Онлайн-тесты могут проверяться и оцениваться мгновенно. Они представляют собой отличный инструмент для получения от студентов быстрой обратной связи о результатах их учебной деятельности и для оценки их понимания изучаемых материалов. CMS обычно предоставляют возможность создания банка вопросов – набор вопросов, которые можно вставить в создаваемый тест. Таким образом можно проводить периодические тестирования по пройденному материалу, а затем использовать созданный банк вопросов для финальных тестирований.

    Онлайн-представление выполненных заданий – хороший способ отслеживать и оценивать студенческие задания. В дополнение к оценке студентом своих знаний самостоятельно, исследования показывают, что использование онлайн-среды для проведения экспертных обзоров одногруппниками выполненных заданий повышают мотивацию и производительность студента, выполняющего задания.

    Онлайн-журнал успеваемости может дать студентам последнюю актуальную информацию об их успехах в изучении курса. Онлайн-журнал также может помочь вам в соблюдении новых правил конфиденциальности персональных данных, которые запрещают объявление оценок и персональных данных на общее обозрение. Поэтому журналы в CMS позволяют студентам видеть только свои собственные оценки, не показывая оценки остальных студентов. Пользователь (преподаватель, администратор) также может скачать журналы в формате электронной таблицы Excel для произведения более сложных вычислений.

    Хотя создатели курса и могут найти или писать программы, чтобы сделать все эти вещи на их собственном сайте, однако CMS сочетает в себе все эти функции и возможности в одном интегрированном пакете, как говорится, «из коробки». После того, как преподаватель один раз научился пользоваться CMS, он сможет спокойно сконцентрироваться на преподавании и обучении вместо разработки и поддержки собственного программного обеспечения.

    За последние десять лет системы CMS быстро повзрослели и теперь считаются необходимым и незаменимым программным обеспечением для многих колледжей, университетов, школ и других учреждений. Рынок CMS теперь очень велик, велика и конкуренция, что означает высокое качество современных систем управления курсами.

    Почему нужно использовать CMS?

    Хороший вопрос. В конце концов, занятия проводятся в течение тысяч лет без компьютера и Интернета. "Мел и голос" по-прежнему преобладает в учебных учреждениях как средство передачи ученикам информации от преподавателя. В то время как традиционные встречи в классах и аудиториях все еще остаются эффективными, применение средств, перечисленных выше, открывает новые возможности для обучения, которые были не доступны двадцать лет назад. В настоящее время существует много исследований и теорий о том, как эффективно сочетать онлайн-обучение и классические занятия в аудиториях в то, что называется «гибридные» или «смешанные» обучающие курсы.

    Гибридные курсы призваны объединить лучшее из обоих видов. Представьте себе, что большая часть материалов размещается в онлайн-среде, экономя ваше время для обсуждения вопросов и решение проблем. Многие преподаватели обнаружили, что они могут сэкономить время и повысить уровень качества обучения, позволяя студентам заниматься по материалам курса за пределами класса, оставляя на занятия в аудиториях самый важный или сложный и непонятный материал и вынося дополнительный и углубленный материал в онлайн-среду. Это позволяет им использовать время в классах для устранения пробелов в знаниях.

    Онлайн-обсуждения дают многим студентам возможность проявить себя таким образом, каким они не могли бы в обычном классе. Многие студенты не хотят говорить в классе, из-за застенчивости, неуверенности, или языковых трудностей. Это благо для многих студентов – возможность потратить некоторое время, чтобы более тщательно подготовить вопросы и ответы в онлайн-дискуссии. Преподаватели приводят значительно более высокие уровни участия студентов в дискуссиях онлайн, чем в классе.

    Есть и ряд других причин, заставляющих задуматься об использовании CMS в учебных курсах.

    Студенты становятся все более технически подкованными, и они хотят, чтобы большинство учебных материалов можно было получить прямо в Интернете. Они хотят получать последнюю актуальную информацию онлайн и после этого делать столько копий материалов, сколько им нужно. Привыкшие к мгновенным сообщениям и другим средствам интернет-коммуникации, многие студенты считают, что онлайн-общение является теперь не менее естественным чем общение «с глазу на глаз» или по телефону. Тем более в Интернете достаточно давно доступны не только сервисы обмена сообщениями, но и аудио (аналог телефона) и видео связь.

    Обучаясь в университетах, многие студенты начинают работать, чтобы обеспечивать себя и быть менее зависимыми от их родственников. Около половины всех студентов в настоящее время работают по крайней мере 20 часов в неделю, чтобы покрыть личные расходы, например на жилье, учебу и увлечения. С помощью CMS, они могут общаться с преподавателем или их одногруппниками, когда их графики позволяют. Они могут также проходить тесты или читать учебный материал во время обеденных перерывов или в любое другое свободное от работы время. Работающие студенты должны иметь гибкий доступ к курсам и CMS является мощным средством, чтобы дать то, что им нужно.

    Если использовать систему управления курсами правильно, CMS можете сделать обучение более эффективным и действенным. При перемещении некоторой части курса в Интернет, преподаватель может более эффективно спланировать и воспользоваться временем в классах, чтобы заниматься вопросами и идеями, интересными студентам. Например, если учитель переместит лекции в виде электронного документа в CMS, то сможет использовать время лекции для того, чтобы обсудить с учащимися то, что они не понимают. Если также использовать Интернет-форум, то можно перенести лучшие идеи и вопросы из форума на обсуждение в классе.

    Многие, наверное, слышали все это еще лет 10 назад. Итак, что же изменилось? Сегодня CMS являются более зрелыми и простыми в использовании, чем они были в любой момент времени в прошлом. Лежащие в основе технологии становятся все более устойчивыми, а программисты пишут более стабильные и качественные веб-приложения. В прошлом большинство систем были разработаны ведомственными структурами или даже как личный проект с последующей коммерциализацией. Ведущий коммерческий продукт, LMS (Learning Management System) Blackboard, начал как небольшой проект колледжа и с тех пор превратился в одного из лидеров рынка. Тем не менее, лидерство на рынке, не означает автоматически, что данное приложение является лучше или надежнее. Движимые желанием повысить рентабельность, многие лидеры борются за расширение влияния и доли на рынке, но часто бывает так, что при этом они не успевают на столько же повышать и качество своего продукта, которое впоследствии страдает.

    Что делает Moodle особенным?

    Изучив возможности и функциональность различных систем управления курсами, я действительно стал уважать Moodle, поскольку мне, как программисту очень нравится идея продукта с открытым исходным кодом, а как человеку с небольшим опытом преподавания, импонирует идея разработки на прочном образовательном фундаменте. Нельзя не отметить большой плюс – наличие всемирного сообщества, которое поддерживает и развивает продукт. Moodle может легко конкурировать с крупными коммерческими системами с точки зрения функционала, возможности для кастомизации и достаточно простой расширяемости. Давайте поближе познакомимся с некоторыми из перечисленных преимуществ и разберемся, почему они важны для тех, кто организует курсы.

    Бесплатная система с открытыми «исходниками»

    Фраза «с открытым исходным кодом» стала весомым термином в определенных кругах. Тем, кто находятся за пределами технической культуры, трудно понять, насколько мощной идеей это стало, и как эта идея навсегда изменила мир разработки программного обеспечения. Сама по себе идея проста: «с открытым исходным кодом» означает, что пользователи имеют доступ к коду программного обеспечения. Пользователь может, как говорится у программистов, «заглянуть под капот» и посмотреть, как работает программа, менять ее структуру и поведение, поделиться кодом с другими или использовать его части в своем собственном продукте.

    Так почему это важно? Во-первых, программное обеспечение с открытым исходным кодом имеет огромное академическое значение, если говорить о свободе распространения, рецензировании и обмене знаниями. Кроме того, что каждый может скачать и использовать Moodle бесплатно, более продвинутые пользователи могут писать новые функции, исправлять ошибки, улучшать производительность или просто учиться, просматривая код и понимая, как другие решали какие-либо проблемы в программировании.

    Во-вторых, в отличие от дорогих коммерческих CMS, которые требуют лицензионных контрактов, технического обслуживания и достаточно больших денежных вложений, Moodle не стоит ничего. Каждый сможет просто загрузить и установить его на нескольких серверах в той конфигурации в которой захочет. Никто не может отнять его у организатора курса, повысить стоимость лицензий, или заставить платить за модернизацию. Никто не может заставить обновить, добавить функции, которые организатор не хочет добавлять, сказать, сколько пользователей может иметь данный курс или наложить любые другие ограничения. Они не могут взять исходный код обратно от пользователей, однако в качестве помощи, вы можете предложить свою версию системы с исправлениями и, возможно, сообщество решит включить эти исправления в следующую официальную версию Moodle. Кроме того, если Мартин Дугамас решит прекратить разработку Moodle, то останется специальное сообщество разработчиков, заинтересованных в улучшении продукта, которые будут поддерживать развитие проекта.

    Философия образования как фундамент

    Познания Мартина в области образования привели его к мысли принять социальный конструктивизм в качестве ядра философии Moodle. Это до сих пор является революционным решением, так как большинство систем CMS были построены вокруг наборов инструментов и функциональности, а не педагогики. Большинство коммерческих систем CMS ориентированы на широкий функционал, в то время как Moodle ориентирован на удобство обучения. Социальный конструкционизм основан на идее, что люди обучаются лучше, когда они участвуют в социальном процессе построения знания посредством акта построения инструментов познания для других. Это достаточно сложное предложение, так что давайте разобьем его немного. Термин «социальный процесс» указывает, что обучение является тем, что мы делаем совместно. С этой точки зрения обучение – процесс группового переосмысления в культуре общих инструментов познания. Процесс переосмысления и использования общих инструментов познания и есть процесс построения знания. Мы не пусты, когда начинаем процесс обучения. Нам необходимо проверить новые знания против наших старых и включить их в существующую структуры. Часть процесса переосмысления включает в себя создание новых инструментов познания для других. Мы создаем инструменты и, в свою очередь, общаемся с другими, чтобы определить значение этих инструментов в структуре нашей общей культуры знаний.

    Так как это соотносится с Moodle? Первое – это интерфейс пользователя. В то время как CMS, ориентированные на функциональный набор, дают вам список инструментов, как интерфейс, Moodle собирает инструменты в интерфейс, в котором центральным объектом является задача обучения. Вы можете организовать курс в Moodle буквально за неделю, а затем его дополнять, но в это время он уже будет работать. Кроме того, в то время как другие CMS поддерживают контентную модель, которая подталкивает преподавателей загружать много статического контента, Moodle фокусируется на инструментах для обсуждения и обмена учебными материалами. То есть основное внимание уделяется не предоставлению информации, а обмену идеями и участию в построении новых знаний.

    Философия дизайна Moodle делает его однозначно дружелюбной для учителей и учеников системой, предоставляющей первое поколение учебных инструментов, которые действительно полезны.

    Всемирное сообщество Moodle

    Moodle имеет очень большое и активное сообщество людей, использующих систему и разрабатывающих новые функции и усовершенствования. Вы можете получить доступ к этому сообществу по адресу: //moodle.org/ и пройти курс по использованию Moodle. Там вы найдете множество людей, которые готовы помочь новым пользователям начать работать с Moodle, устранить неполадки, а также использовать Moodle эффективно. На момент написания статьи было более чем 325 000 человек, зарегистрированных на Moodle.org и более 30 000 сайтов, построенных на платформе Moodle в 200 странах. Мировое сообщество также перевело Moodle на более чем 75 языков.

    Сообщество Moodle было необходимым для такого успеха системы. С таким огромным количеством пользователей по всему миру, всегда есть кто-то, кто может ответить на вопрос или дать совет по поводу системы. В то же время разработчики и пользователи Moodle работают вместе, чтобы обеспечить качество, добавлять новые модули и функции и предложить новые идеи для развития.

    Однако, система не осталась без руководства. Мартин и его основная команда несут ответственность за принятие решения, какие функции являются достаточно зрелыми для официальных релизов Moodle и выбирают будущие направления развития продукта. Поскольку пользователи могут свободно экспериментировать, многие люди используют и тестируют новые функции, действуя как один большой отдел контроля качества.

    Эти три преимущества – открытый исходный код, философия образования в фундаменте системы, и всемирное сообщество делают Moodle уникальным в CMS пространстве.

    Официальный сайт LMS Moodle [электронный ресурс] − режим доступа: http://moodle.org/

    Мясникова Т.С. Мясников С.А. Система дистанционного обучения MOODLE. – Харьков, 2010.

    Michael W. Allen Creating Successful E-Learning: A Rapid System For Getting It Right First Time, Every Time – Pfeiffer, 2011 г.