Софт

04.02.2002

Рейтинг: 4.3/5.0 (806 проголосовавших)

Категория: Android

Описание

СНБ -02

СНБ 1.04.02-02. Продолжение. Начало см. здесь.

5.16. В домах с высотой этажа более 2,8 м при реконструкции допускается сохранять существующую высоту этажей. В пристройках и надстройках допускается принимать ту же высоту этажей, как и в основном объеме, если это вызвано архитектурно-композиционным решением всего полного объема.

5.17. В пристройках и надстройках реконструируемых зданий допускается устройство внутриквартирных коридоров, санузлов, кладовых высотой не менее 2,0 м.

5.18. При модернизации устройство кухонь без естественного освещения допускается при условии оборудования их электрическими плитами, а суммарная площадь жилых комнат в квартире должна быть не более 24 кв.м. Такие кухни должны примыкать к помещению с естественным освещением и быть оборудованы вентиляцией и искусственным освещением с применением люминесцентных светильников, при этом не менее 30% площади перегородки между помещениями должно иметь светопрозрачное остекление.

5.19. Мансардные этажи при реконструкции зданий следует проектировать в соответствии с требованиями Пособия П1 к СНиП 2.08.01.

5.20. Устройство новых балконов, лоджий, веранд, террас может производиться только при модернизации или реконструкции всего здания.

Остекление балконов и лоджий жилых домов, расположенных на центральных улицах городов, перечень которых устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами, должно быть согласовано в установленном порядке.

5.21. При модернизации, реконструкции и реставрации жилых домов, оборудованных лифтами грузоподъемностью до 350 кг, габариты лифтовых шахт, машинных помещений и площадок перед лифтами допускается сохранять. При этом ширина площадки перед лифтом должна быть не менее 1 м. При ширине этой площадки менее 1,2 м лифт должен иметь раздвижные двери.

5.22. При невозможности применения стандартных лифтов допускается использовать выпускаемые промышленностью нестандартные лифты.

5.23. Существующие мусоропроводы в жилых домах при ремонте, модернизации и реконструкции следует сохранять с обеспечением их воздухонепроницаемости. Ствол мусоропровода должен оборудоваться устройством для обеспечения дезинфекции и прочистки. Для жилых помещений, примыкающих к мусоросборочным камерам, должна быть обеспечена нормативная шумозащита.

5.24. При разработке проектной документации на ремонт, модернизацию, реконструкцию зданий и сооружений или их частей и реставрацию должны быть учтены результаты инженерных изысканий и технического обследования объекта.

5.25. В проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие несущую способность, эксплуатационную надежность и требуемые пожарно-технические показатели зданий и сооружений в целом, их отдельных элементов и конструкций, а также несущую способность и устойчивость грунтов основания на всех стадиях выполнения ремонтно-строительных работ и последующей эксплуатации.

5.26. Значения нагрузок и виды воздействий на конструкции и основания, а также на здание в целом должны приниматься в соответствии со СНиП 2.01.07.

5.27. Расчет и конструирование элементов зданий и сооружений из различных материалов (металл, железобетон, древесина, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы), а также оснований должны выполняться согласно требованиям и положениям соответствующих нормативно-технических документов.

5.28. При разработке проектной документации должно быть обеспечено наиболее эффективное использование и сохранение существующих конструкций.

5.29. При усилении элементов и конструкций зданий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие как совместную работу элементов усиления и сохраняемых конструкций, так и использование разгружающих и заменяющих конструкций.

5.30. При разработке проектной документации на возведение вставок и пристроек к реконструируемому зданию (в том числе лоджий, лифтовых шахт, мусоропроводов) должны предусматриваться мероприятия по обеспечению минимального воздействия пристраиваемых к нему объемов и возможности их взаимных смещений без снижения эксплуатационных качеств здания и его элементов.

5.31. Размеры существующих крылец и ступеней крылец при ремонте могут быть сохранены при условии высоты ступени не более 150 мм и ширины ступени не менее 300 мм.

5.32. Защита от шума и звукоизоляция должны проектироваться в соответствии с требованиями СНиП II-12.

5.33. Тепловую защиту с целью доведения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций до нормативных требований следует предусматривать снаружи. Утепление изнутри помещения допускается устраивать при соответствующем обосновании, при этом должен быть выполнен расчет температурных полей в местах повышенной теплопроводности.

5.34. Для зданий, имеющих высококачественную долговечную отделку или высококачественный лепной декор на фасадах, наружную тепловую защиту допускается не выполнять.

5.35. Конструкции крыш зданий и сооружений высотой более 25 м должны быть оснащены устройствами для крепления технологического оборудования, используемого при ремонте фасадов.

5.36. В случае проведения строительных работ без отселения жильцов или без прекращения эксплуатации здания в проектной документации должны быть разработаны требования пожарной безопасности и предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасных для населения условий ремонтно-строительных работ на период их проведения.

5.37. В проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ в соответствии с [1] приложения Д.

5.38. Перегородки между дровяными и хозяйственными кладовыми из горючих и трудногорючих материалов, расположенными в подвальных и цокольных этажах жилых зданий, должны заменяться на несгораемые с пределом огнестойкости не менее EI 45.

5.39. Перегородки, отделяющие общие коридоры и места эвакуации от других помещений, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее EI 45.

5.40. Ограждения балконов и лоджий следует предусматривать высотой не менее 1 м из несгораемых материалов.

5.41. В случаях, когда сохранение отличительных достоинств материальных недвижимых историко-культурных ценностей входит в противоречие с требованиями пожарной безопасности, согласование документации с органами пожарного надзора осуществляется по представлению Департамента по охране историко-культурного наследия и реставрации.

Системы инженерного оборудования

5.42. Разработку проектной документации систем инженерного оборудования зданий и сооружений следует выполнять с учетом требований СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.05, СНБ 4.03.01.

5.43. Замена элементов систем инженерного оборудования зданий и сооружений должна осуществляться с учетом их фактического состояния, определяемого методами визуального и инструментального обследования.

5.44. Не допускается прокладка инженерных коммуникационных сетей в местах, не доступных для технического обслуживания и ремонта.

5.45. При отсутствии технических этажей и подвалов в реконструируемых домах допускается устройство непроходных и полупроходных каналов.

5.46. Для прокладки инженерных коммуникаций допускается использовать существующие технические подполья высотой не менее 1,6 м, имеющие обособленный выход наружу через дверь, высота которой при указанной высоте технического подполья должна быть не менее 1,4 м. Пересечение дверных проемов инженерными коммуникациями не допускается.

5.47. При прокладке инженерных коммуникаций ниже отметки низа фундамента здания, сооружения необходимо предусматривать мероприятия, исключающие влияние на них осадки фундаментов и передачу нагрузок от фундаментов.

5.48. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (ИТП) допускается размещать в подвальных помещениях реконструируемых жилых домов, а при отсутствии подвалов - в помещениях первых этажей. Помещение ИТП должно соответствовать требованиям СНиП 2.04.07, СНиП 2.08.01, [2] приложения Д и быть обособленным от других помещений, а при размещении на первом этаже - иметь самостоятельный выход на улицу.

5.49. Схема подключения систем отопления зданий и сооружений (зависимая или независимая) к тепловым сетям должна быть технически и экономически обоснована.

5.50. При невозможности устройства централизованного теплоснабжения при ремонте допускается сохранение поквартирных газовых водонагревателей, а также водонагревателей, варочных и отопительных печей (плит) на твердом топливе при соответствующем обосновании принятых решений и согласовании их с соответствующими органами Государственного надзора.

5.51. При невозможности замены поврежденных участков трубопроводов центрального отопления, встроенных в железобетонные панели, или такой системы отопления в целом, должны проектироваться открыто прокладываемые системы отопления с установкой радиаторов или конвекторов.

5.52. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения полотенцесушители в ванных комнатах допускается подключать к системам отопления.

5.53. В ремонтируемых жилых домах допускается сохранять поэтажное отопление лестничных клеток.

5.54. При технико-экономическом обосновании применяются для систем отопления тепловые насосы, солнечные коллекторы и центральные тепловые пункты с наружными сетями горячего водоснабжения.

5.55. Приготовление воды для нужд горячего водоснабжения целесообразно производить с применением пластинчатых водоподогревателей.

5.56. В жилых домах с теплыми чердаками для отдельных квартир верхних этажей допускается вентиляционные каналы выводить выше уровня кровли. Для группы квартир устройство вентиляционных каналов или общих вытяжных шахт с удалением воздуха наружу возможно лишь с мероприятиями, компенсирующими нарушение теплового режима чердака.

5.57. В квартирах двух верхних этажей жилого дома, не оборудованных газовыми водонагревателями, следует предусматривать индивидуальные вентиляторы, устраиваемые в обособленных каналах. При этом необходимо обеспечить предотвращение перетока вытяжного воздуха из квартиры в квартиру по вертикали.

5.58. При перепланировке квартир, приводящей к изменению расположения, размеров санитарно-гигиенических помещений или устройству дополнительных санузлов, вытяжку из них следует проектировать путем устройства горизонтальных коробов или воздуховодов до места врезки в существующие вертикальные вентиляционные каналы. Протяженность горизонтальных участков в квартирах должна быть не более 1,8 м. Неиспользуемые каналы в вентиляционных блоках должны быть герметично заглушены в местах их соединения с вентиляционной шахтой.

5.59. Допускается прокладка труб внутриквартальных сетей тепло- и водоснабжения (не используемых для целей пожаротушения) через подвал или техническое подполье жилых домов, за исключением зданий, относящихся к материальным недвижимым историко-культурным ценностям.

5.60. При объединении водоразборных стояков системы горячего водоснабжения в секционные узлы в домах без теплых чердаков или технических этажей кольцующие перемычки допускается прокладывать под потолком верхнего этажа через подсобные помещения квартир и лестничные клетки.

5.61. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения в жилых зданиях высотой до пяти этажей включительно допускается сохранять газовые проточные водонагреватели при соответствующем обосновании принятых решений и согласовании их с соответствующими органами государственного надзора.

5.62. Поливочные краны, размещаемые в нишах наружных стен здания, должны быть установлены на высоте от 400 до 800 мм от отметки отмостки (тротуара). Подводка к поливочному крану должна быть оборудована устройством, исключающим замерзание водопровода.

5.63. В стесненных условиях допускается уменьшение расстояний в плане, указанных в СНБ 3.03.02, от водопровода и канализации до обреза фундаментов здания или сооружения при условии выполнения мероприятий, объем и технические решения которых должны обеспечивать устойчивость зданий и сооружений в случае возникновения аварийных ситуаций на инженерных сетях и должны быть согласованы в установленном порядке.

5.64. Допускается сохранять отступы канализационных стояков, если ниже отсутствует присоединение санитарных приборов и при условии, что величина отступа в осях стояков не превышает 2 м, а уклон наклонного участка составляет не менее 0,2.

5.65. Ревизии на канализационных стояках должны размещаться на высоте 1 м от пола до центра ревизии, но не менее 0,15 м над бортом присоединенного прибора.

5.66. При установке газовых приборов в ранее пристроенных помещениях, приспособленных под кухни, следует предусматривать ликвидацию внутренних оконных проемов, выходящих в эти помещения, или устройство глухих переплетов.

5.67. При ремонте систем газоснабжения установка газовых плит с четырьмя горелками допускается в кухнях с объемом не менее 14 куб.м.

5.68. Дымоходы в наружных стенах допускается сохранять при условии соответствия толщины наружной стены дымохода теплотехническим требованиям и при соблюдении норм пожарной безопасности.

5.69. Неисправные системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудления, внутреннего и наружного противопожарного водопровода должны быть восстановлены.

5.70. В проектной документации должна быть предусмотрена установка световых указателей мест расположения пожарных гидрантов.

5.71. При проектировании электротехнических устройств и устройств связи следует руководствоваться требованиями СНиП 2.08.01, СНиП 2.08.02, Пособия П2 к СНиП 2.08.01, ГОСТ 30331.1, [3] приложения Д.

5.72. При ремонте жилых зданий выполнение требований 5.71 может осуществляться до нижних контактов автоматических включателей или предохранителей этажного щитка.

Благоустройство придомовых территорий

5.73. При проектировании следует предусматривать благоустройство придомовых территорий как для отдельных зданий, так и для группы зданий.

5.74. Площадь зеленых насаждений квартала (микрорайона) должна составлять не менее 10% площади жилой территории. Эта норма может быть сокращена до 7% при примыкании территории к парку, лесопарку, городскому саду или скверу. Площадь зеленых насаждений при благоустройстве одного здания или группы зданий не нормируется.

5.75. Проектная документация на благоустройство придомовой территории должна включать в себя работы по приведению к нормативным требованиям состояние дорог, тротуаров, дорожек зеленых насаждений; площадок для отдыха, игр и хозяйственных целей; малых архитектурных форм; хозяйственных построек.

5.76. Расстояние от окон жилых домов до детских и физкультурных площадок, площадок для хозяйственных целей следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01.

5.77. По периметру площадок для хозяйственных целей следует предусматривать живую изгородь или декоративную стенку.

5.78. В стесненных условиях для автомобилей допускается предусматривать разворотную площадку по треугольно-лучевой схеме с размером сторон и радиусами поворота не менее 8 м.

5.79. Тротуары у входов, выходящих на красную линию улиц с высокой интенсивностью движения транспорта, при отсутствии зеленой разделительной полосы между тротуаром и проезжей частью должны иметь ограждение протяженностью 20 м вдоль проезжей части напротив входов в здание (по 10 м в обе стороны от входа) с обеспечением проезда пожарных автомашин.

04.02.2002:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    СНБ -02

    Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений

    Настоящие строительные нормы распространяются на разработку проектной документации на ремонт, реконструкцию, модернизацию жилых и общественных зданий и сооружений, реставрацию материальных недвижимых историко-культурных ценностей и устанавливают требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, системам инженерного оборудования ремонтируемых, модернизируемых, реконструируемых и реставрируемых зданий и сооружений.

    Технический Комитет № 12 "Эксплуатация, обследование реконструкция зданий и сооружений" (Республика Беларусь)

    СНБ 1.01.01-97
    СНБ 1.02.03-97
    СНБ 1.03.02-96
    СНБ 2.02.02-01
    СНБ 3.03.02-97
    СНБ 4.03.01-98
    СНиП 2.01.07-85
    СНиП 2.04.01-85
    СНиП 2.04.05-91
    СНиП 2.04.07-86
    СНиП 2.07.01-89
    СНиП 2.08.01-89
    СНиП 2.08.02-89
    СНиП 11-12-77
    Пособие П1-99 к СНиП 2.08.01-89
    Пособие П2-2000 к СНиП 2.08.01-89
    ГОСТ 30331.1-95

    ВЗАМЕН ВСН 61-89(р)/Госкомархитектуры и ВСН 58-88(р)/Госкомархитектуры раз-дела 5, приложения 1 (в части определений текущего и капитального ремонта) и приложений 7 и 9.

    Ввод в действие

    приказ Министерства архитектуры и строительства РБ от 26.09.2002 №342

    Письмо - МНС РФ от N СА-6-04

    <Письмо> МНС РФ от 04.02.2002 N СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах"

    О СОЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТАХ

    Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с поступающими от налоговых органов запросами о порядке предоставления социальных налоговых вычетов, установленных статьей 219 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.

    1. О налогоплательщиках, имеющих право на социальные налоговые вычеты

    Пунктом 1 статьи 219 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов.

    Из пунктов 2 и 3 статьи 210 Кодекса следует, что для доходов, облагаемых по ставке 13%, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.

    Пунктом 2 статьи 219 Кодекса предусмотрено, что социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.

    Учитывая изложенное, социальные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщикам, получавшим в отчетном налоговом периоде доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов.

    Постановление Правительства РФ от 25.01.2001 N 55 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.07.2004 N 349.

    Налогоплательщики, получавшие во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2001 N 55 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной статьей 133 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога на доходы физических лиц, вправе заявить социальные налоговые вычеты, установленные статьей 219 Кодекса, независимо от получения денежной компенсации, не подлежащей налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса.

    2. О социальном налоговом вычете на благотворительность

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Кодекса право на социальный налоговый вычет имеют налогоплательщики, перечислившие часть своих доходов на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью находящихся на бюджетном финансировании, а также физкультурно - спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд.

    Перечисление денежных средств может производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в бухгалтерию организации по месту получения дохода, из которого осуществляются перечисления. Документом, подтверждающим произведенные расходы, будет служить выдаваемая налогоплательщику по его требованию справка организации о произведенных по его заявлению перечислениях организации, финансируемой из средств соответствующего бюджета, на благотворительные цели, или физкультурно - спортивной, образовательной или дошкольной организации на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд с приложением копии платежного поручения на перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.

    Если денежные средства перечислены непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, произведенные расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении денежных средств на указанные выше цели.

    В случае внесения денежных средств налогоплательщиком наличными суммами в кассу организации, которой оказывается денежная помощь, подтверждающим документом является квитанция к приходному кассовому ордеру с указанием назначения вносимых средств.

    Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы на благотворительные цели.

    Налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на благотворительность, следующие документы, подтверждающие фактические расходы:

    - Справку (справки) о доходах налогоплательщика ф. N 2-НДФЛ;

    - копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств налогоплательщика на благотворительные цели.

    Размер предоставляемого социального налогового вычета не может превышать 25% от суммы дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде и облагаемого налогом по ставке 13 процентов.

    3. О подтверждении расходов налогоплательщика по оплате за обучение своих детей

    Из подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Кодекса следует, что социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения.

    Социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика за обучение его ребенка (детей).

    Налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе требовать у налогоплательщика - родителя, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату обучения его ребенка (детей), следующие документы, подтверждающие фактические расходы за обучение:

    - Справку (справки) о доходах родителя - налогоплательщика ф. N 2-НДФЛ;

    - Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - Справка об оплате обучения) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 27.09.2001 N БГ-3-04/370, согласованным с Министерством образования Российской Федерации;

    Приказ МНС РФ от 27.09.2001 N БГ-3-04/370 утратил силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-04/357.

    - копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения;

    - копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) налогоплательщика;

    - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика.

    4. О социальном налоговом вычете в случае оплаты налогоплательщиком медицинских услуг по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию

    Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации) самому налогоплательщику, его супругу (супруге), родителям и (или) детям налогоплательщика в возрасте до 18 лет.

    Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 (далее - Постановление N 201).

    В Перечень, состоящий из 5 пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи; услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказании медицинской помощи в санаторно - курортных учреждениях; услуги по санитарному просвещению населения.

    Учитывая изложенное, налогоплательщики, оплатившие за счет собственных средств медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию, подпадающие под действие названного Перечня, вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в порядке, установленном статьей 219 Кодекса, если эти услуги и лечение оказаны налогоплательщику и (или) членам его семьи медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии.

    5. О предоставлении социального налогового вычета по суммам, направленным налогоплательщиком на оплату медицинских услуг в санаторно - курортных учреждениях

    Пунктом 4 Перечня медицинских услуг, утвержденного Постановлением N 201, предусмотрены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно - курортных учреждениях.

    Минздрав России письмом от 01.11.2001 N 2510/11153-01-23 разъяснил, что пункт 4 Перечня, утвержденного Постановлением N 201, может быть распространен на часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи в санаторно - курортных учреждениях, не входящей в стоимость путевок, дополнительно оплаченной налогоплательщиком.

    Подтверждением расходов по оплате медицинской помощи, оказанной в санаторно - курортном учреждении налогоплательщику, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены совместным Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета", зарегистрированным Минюстом России 13.08.2001 N 2874.

    Справка выдается налогоплательщику по его требованию соответствующим санаторно - курортным учреждением в случае представления документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы по оплате путевки и дополнительно оказанных медицинских услуг.

    Справка выдается на основании личного обращения налогоплательщика или его уполномоченного представителя.

    Справка может быть направлена санаторно - курортным учреждением по письменному заявлению налогоплательщика в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие отправку указанного письма и его вручение налогоплательщику, вместе с заявлением налогоплательщика подшиваются к корешку Справки, остающемуся в санаторно - курортном учреждении. Подпись получателя на корешке к Справке в этом случае отсутствует.

    6. О порядке получения налогоплательщиком Справок, подтверждающих оплату медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, и их представлении в налоговые органы

    Согласно Приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 Справки, подтверждающие оплату медицинских услуг и дорогостоящего лечения за счет средств налогоплательщика, должны выдаваться всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, оказывающими гражданам платные медицинские услуги.

    Справки выдаются в подтверждение соответствующих расходов налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящего лечения, оказанных начиная с 1 января 2001 года. Налогоплательщики вправе получить Справки о произведенных расходах в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы.

    В Справках об оплате медицинских услуг, предоставляющих право на социальный вычет в размере, не превышающем 25 000 руб. указывается код 1, в Справках об оплате дорогостоящих видов лечения, предоставляющих право на социальный вычет в размере фактически произведенных расходов по лечению, указывается код 2.

    Социальный налоговый вычет представляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика по оплате медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, оказанных налогоплательщику и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет.

    Налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, следующие документы, подтверждающие его фактические расходы:

    - Справку (справки) о доходах налогоплательщика ф. N 2-НДФЛ;

    - Справку об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, зарегистрированным Минюстом России 13.08.2001 N 2874;

    - копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации;

    - копию договора налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался;

    - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего супруга;

    - копию свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего родителя (родителей), или иной подтверждающий документ;

    - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены медицинские услуги и лечение за своего ребенка (детей) в возрасте до 18 лет.

    7. О подтверждении расходов налогоплательщика на приобретение медикаментов, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и (или) его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, включенных в Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением N 201

    В Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением N 201, включены международные непатентованные названия (далее - МНН) лекарственных средств, приобретение которых за счет средств налогоплательщика предоставляет право на получение социального налогового вычета.

    МНН лекарственных средств, включенных в Перечень, соответствуют Государственному реестру лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздрава России от 01.12.98 N 01-29-15 с изменениями и дополнениями. В приложении N 3 к Государственному реестру приведены международные непатентованные названия лекарственных средств и соответствующие им синонимы, т.е. торговые названия лекарственного средства. У одного лекарственного средства может быть несколько синонимов (несколько десятков синонимов).

    В Перечень, утвержденный Постановлением N 201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании Приказа Минздрава России от 19.07.99 N 287, зарегистрированного Минюстом России 23.08.99 N 1875, и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для аптечных учреждений производится только на бланках рецепта формы N 148-1/у-88.

    Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них утвержден Приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328, зарегистрированным Минюстом России 21.10.99 N 1944. Согласно названному Приказу выписывание рецептов производится на латинском языке, при этом в рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства.

    С учетом изложенных обстоятельств подтверждением назначения налогоплательщику (членам семьи налогоплательщика) лекарственного средства, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением N 201, является представление рецепта с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", выписанного в соответствии с Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.

    Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. Рецепты выписываются на рецептурных бланках по форме N 107/у в двух экземплярах с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" на одном из них, предназначенном для представления в налоговые органы Российской Федерации.

    Налогоплательщик вправе до окончания налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу о назначениях лекарственных средств, произведенных начиная с 1 января 2001 года, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 201.

    Выписанные рецепты со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится.

    Социальный налоговый вычет в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом, представляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации с приложением документов, подтверждающих его фактические расходы по оплате лекарственных средств, назначенных налогоплательщику и (или) его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет.

    Налоговый орган в соответствии со статьей 31 Кодекса вправе требовать у налогоплательщика, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами по оплате лекарственных средств, следующие документы, подтверждающие его фактические расходы:

    - Справку (справки) о доходах налогоплательщика ф. N 2-НДФЛ;

    - рецептурные бланки с назначениями лекарственных средств по форме N 107/у с проставлением штампа "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", выписанных лечащим врачом налогоплательщику и (или) его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет в порядке, предусмотренном Приложением N 3 к Приказу МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256;

    - платежные документы, подтверждающие оплату налогоплательщиком назначенных лекарственных средств;

    - копию свидетельства о браке, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его супругу (супруге);

    - копию свидетельства о рождении налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его родителю (родителям), или иной подтверждающий документ;

    - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика, если налогоплательщиком оплачены лекарственные средства, назначенные его ребенку (детям) в возрасте до 18 лет.

    Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса общая сумма социального налогового вычета по расходам налогоплательщика по оплате медицинских услуг (за исключением дорогостоящих видов лечения) и (или) приобретению лекарственных средств не может превышать 25 000 рублей за налоговый период.

    8. О сроках заявления социальных налоговых вычетов и порядке возврата налога

    В соответствии с пунктом 2 статьи 219 Кодекса социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика о предоставлении социальных налоговых вычетов при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

    Согласно пункту 2 статьи 229 Кодекса лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. В случае представления декларации лицами, не обязанными подавать декларацию в соответствии со статьями 227 и 228 Кодекса, после 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, к ответственности, установленной статьей 119 Кодекса, названные лица не привлекаются.

    Пунктом 1 статьи 229 Кодекса установлено, что налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим, налогоплательщиками, указанными в статьях 227 и 228 Кодекса.

    С учетом положений пункта 8 статьи 78 Кодекса налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов, предусмотренных статьей 219 Кодекса, могут быть представлены налогоплательщиками, поименованными в пунктах 1 и 2 статьи 229 Кодекса, в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы (на благотворительность, обучение, лечение).

    В декларации указываются доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный налоговый период, в котором были произведены расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 219 Кодекса. Уменьшение налоговой базы по произведенным налогоплательщиком расходам производится в пределах, установленных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

    Заявление налогоплательщика о возврате суммы налога в связи с предоставлением социальных налоговых вычетов может быть подано одновременно с подачей налоговой декларации и заявления о социальных налоговых вычетах с приложением документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

    налоговой службы III ранга

    04.02.2002

    Начальник
    Госгортехнадзора России
    В.М.КУЛЬЕЧЕВ

    ПРАВИЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НЕФТИ НА ПЛОЩАДЯХ ЗАЛЕГАНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ (ПБ 07-436-02) I. Общие положения


    1. Настоящие Правила разработаны с учетом требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), Закона Российской Федерации "О недрах" с дополнениями и изменениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; N 29, ст. 1690; 1993, N 2, ст. 74; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841.
    2. Настоящие Правила устанавливают требования по промышленной безопасности при проектировании и проведении работ, связанных с геологическим изучением и разработкой залежей нефти в подсолевых отложениях на площадях залегания калийных солей.
    3. Требования настоящих Правил не распространяются на не содержащие запасы калийных солей безрудные площади внутри внешнего контура калийной залежи (крупные зоны замещения, участки выщелачивания калийных солей и т.п.) по участкам, прошедшим государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и находящимся за пределами охранных зон.
    4. Требования настоящих Правил являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации), осуществляющих проектирование, строительство и проведение работ по поискам, разведке и разработке нефтяных месторождений, консервацию и ликвидацию нефтяных скважин и иных объектов нефтедобычи.
    5. В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О недрах" при пользовании недрами осуществляются:
    охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений и осложняющих их разработку;
    предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
    соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
    6. На площадях залегания балансовых запасов калийных солей категорий А, В, С1, а также в пределах охранной зоны вокруг указанных площадей бурение скважин на нефть в целях обеспечения промышленной безопасности не допускается. Ширина охранной зоны определяется в соответствии с размерами радиуса предохранительного целика вокруг глубоких скважин (кустов скважин), рассчитанного в установленном порядке, и должна составлять не менее 500 метров. Глубина охранной зоны простирается на 300 м ниже подошвы подстилающей каменной соли, но не менее 800 м ниже калийной залежи.
    7. Промышленная разработка месторождений нефти в целях обеспечения промышленной безопасности не допускается на площадях залегания запасов калийных солей, разведанных по категории С2. При наличии на предоставленном в пользование участке недр запасов калийных солей категории С2 осуществляются их доразведка и перевод в установленном порядке в более высокие категории или снятие с государственного баланса запасов в случае их неподтверждения.
    8. В пределах горных отводов, предоставленных для разработки месторождений калийных солей, все виды работ, проводимые с нарушением целостности недр, осуществляются с согласия владельцев соответствующих лицензий на пользование недрами.
    9. Для рассмотрения проблемных вопросов, возникающих при совместной разработке залежей нефти и месторождений калийных солей, исключения негативных последствий разработки нефтяных месторождений на рациональную и безопасную эксплуатацию месторождений калийных солей рекомендуется проводить экспертизы, научно - технические советы, совместные совещания, семинары и иные мероприятия заинтересованных организаций - недропользователей с привлечением специалистов научных организаций.

    II. Требования по промышленной безопасности при проектировании


    10. Проекты (технико - экономические обоснования) разработки месторождений нефти и геологического изучения недр, включая технологические схемы, проекты разработки и обустройства месторождений, технико - экономические обоснования геологического изучения недр и др. (далее - проекты), составляются в соответствии с условиями лицензий на пользование недрами и утверждаются в установленном порядке.
    11. Проектная документация по геологическому изучению недр за счет государственного финансирования подлежит в установленном порядке государственной геологической экспертизе.
    12. Решение о начале строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации нефтяных скважин и иных опасных производственных объектов принимается при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации (проектов на строительство, ликвидацию, консервацию скважин и других опасных производственных объектов), утвержденного в установленном порядке.
    13. В проекты включаются технические и технологические решения по поиску, разведке и разработке залежей нефти, обеспечивающие сохранность во времени и безопасное освоение в будущем запасов калийных солей, охрану окружающей природной среды. В технических и технологических решениях проектов учитываются результаты специальных технологических, геолого - геофизических, геомеханических и геодинамических исследований.
    14. При подготовке проекта в целях обеспечения промышленной безопасности обосновываются:
    объемы поисково - разведочного и эксплуатационного бурения исходя из необходимости минимального числа пересечений калийной залежи скважинами;
    прогноз сдвижения массива горных пород и изменений его напряженного состояния, обусловленных добычей нефти;
    технико - технологические решения, обеспечивающие сохранность во времени и безопасное освоение в будущем запасов калийных солей;
    технико - экономическая оценка возможных потерь запасов калийных солей, связанных с бурением скважин и добычей нефти.
    15. При промышленном освоении нефтяных месторождений разбуривание эксплуатационной сеткой скважин осуществляется кустовым методом в соответствии с утвержденной технологической схемой (проектом разработки или пробной эксплуатации) по индивидуальным или групповым проектам строительства скважин, учитывающим конкретные горно - геологические условия участка недр. Площадки для кустов скважин размещаются по линиям ранее пробуренных солеразведочных скважин. Расстояние между устьями скважин в кусте не должно превышать 15 м.
    16. Промышленное освоение нефтяных месторождений на площадях залегания калийных солей в соответствии с установленным порядком включает пробную эксплуатацию поисково - разведочных скважин, пробную эксплуатацию залежей, опытно - промышленную разработку залежей, промышленную разработку месторождения.
    17. В проектах обосновываются выбор конструкции скважин, способов и средств контроля состояния затрубного пространства, состав тампонажных и буровых растворов и иные технические решения, обеспечивающие изоляцию соленосной толщи от надсолевых и подсолевых вод в течение всего срока эксплуатации скважин и после их консервации или ликвидации.
    18. Технологические схемы разработки нефтяных месторождений включают комплекс мероприятий по оценке влияния процессов разработки на состояние недр и соляной толщи:
    оценку сохранности флюидоупорных свойств толщи, перекрывающей нефтесодержащие пласты;
    анализ термобарических и гидродинамических условий продуктивных на нефть горизонтов;
    оценку режима эксплуатации залежей нефти и динамики пластового давления;
    оценку масштабов воздействия процессов разработки на геомеханическое состояние породного массива и характер развития природной и техногенной трещиноватости.

    III. Требования по промышленной безопасности при ведении буровых работ


    19. При бурении скважин на нефть должны обеспечиваться высокое качество проводки и крепления скважин, надежная изоляция толщи солей от над- и подсолевых флюидов. При ведении буровых работ применяются многоколонная конструкция скважин, специальные промывочные растворы, специальные тампонажные материалы.
    20. Конструкция скважин, бурящихся на подсолевые нефтегазоносные комплексы, включает:
    первое направление, спускаемое на глубину 10 м для предотвращения размыва устья скважины и цементируемое до устья;
    второе направление, спускаемое для перекрытия неустойчивых четвертичных отложений и цементируемое до устья;
    кондуктор, спускаемый для перекрытия надсолевого водоносного комплекса с установкой башмака в первом пласте каменной соли (для одиночной или первой в кусте скважины) или выше его кровли (для последующих в кусте скважин) и цементируемый до устья;
    техническую колонну, спускаемую для перекрытия безводной солесодержащей части разреза и монтажа противовыбросного оборудования с установкой башмака на глубину не менее 100 м ниже подошвы подстилающей каменной соли и цементируемую до устья;
    эксплуатационную колонну, формирующую канал связи продуктивных пластов с устьем скважины, спускаемую для разобщения этих пластов от вышерасположенных флюидосодержащих пород и цементируемую до устья.
    21. Вынос скважин в натуру производится с предельной ошибкой в плане +/- 5,0 м, а привязка - +/- 1,0 м. Карта - схема инструментальной привязки устьев скважин и каталог в государственной системе координат 1942 года или государственной системе геодезических координат 1995 года (СК-95) передаются организациям по добыче калийных солей в случае бурения скважин на их горных отводах не позднее одного месяца с момента окончания монтажа буровой установки.
    22. Пространственное положение стволов скважин при проходке надсолевых и соляных отложений должно обеспечивать минимальные потери калийных руд в предохранительных целиках, формирование герметичной крепи и недопустимость пересечения стволов скважин в кустах.
    23. Зенитный угол ствола скважины должен иметь следующие значения:
    от устья скважины до глубины 100 м - не более 3 град.;
    с глубины 100 м до глубины на 120 м ниже кровли подстилающей каменной соли - не более 7 град.;
    от глубины на 120 м ниже кровли подстилающей каменной соли до башмака технической колонны - не более 15 град.;
    от башмака технической колонны до забоя - без ограничения, по расчету профиля ствола скважины.
    24. При бурении скважин в интервале, перекрываемом технической колонной, используются хлормагниево - фосфатный и полисолевой буровые растворы, отвечающие требованиям:
    сохранения способности не растворять каменную и калийно - магниевые соли, слагающие стенки скважины, а также солевые породы при попадании в циркуляционную систему буровой установки ограниченного количества пресных или слабоминерализованных вод;
    создания на стенки скважины противодавления, достаточного для предотвращения газодинамических проявлений при вскрытии карналлито - сильвинитовой части солесодержащего разреза;
    обеспечения создания условий для формирования герметичной и долговечной крепи в интервале спуска технической колонны при ее цементировании;
    отсутствия в своем составе компонентов, снижающих информативность и достоверность выполняемых геофизических исследований скважин.
    25. Для цементирования обсадных колонн, перекрывающих соленосные отложения (кондуктор, техническая колонна), в зависимости от конкретных горно - геологических условий применяются тампонажные материалы на основе магнезиальных цементов: расширяющиеся магнезиально - фосфатный и известняково - магнезиальный тампонажные материалы. При отсутствии солей в разрезе, перекрываемом обсадными колоннами, их цементирование осуществляется тампонажными материалами на основе тампонажного портландцемента с добавками, регулирующими сроки схватывания цементных растворов.
    26. Тампонажные материалы для цементирования обсадных колонн, перекрывающих надсолевую и солесодержащую части разреза (кондуктор и техническая колонна), должны отвечать следующим требованиям:
    тампонажный раствор должен сохранять подвижность в течение времени, необходимого для проведения технологических операций по приготовлению и размещению его в заколонном пространстве;
    при твердении тампонажного раствора должен формироваться прочный, малопроницаемый, расширяющийся камень, характеризующийся высокой коррозионной стойкостью в контакте с солевыми породами, насыщенными водными растворами хлоридов магния, калия и натрия, слабоминерализованными и пресными водами, а также в контакте с сероводородсодержащими пластовыми водами;
    цементный камень должен характеризоваться высокой адгезией к обсадным трубам, породам надсолевой, солесодержащей и подсолевой частей разреза.
    27. Приготовление, контроль качества и использование буровых растворов и тампонажных материалов производятся в соответствии с технологическими регламентами, согласованными с Госгортехнадзором России.
    28. За качеством проводки и крепления скважин на стадии их строительства и эксплуатации ведется систематический геофизический контроль. Виды, методы, аппаратура и объемы геофизических исследований определяются проектом.
    29. Работы, связанные с ликвидацией аварий, осложнений, исправлением стволов скважин и других отклонений от проектов, выполняются в соответствии с установленными требованиями по утвержденным планам, согласованным с органами Госгортехнадзора России. На эти работы оформляется акт с приложением необходимой документации, которая хранится в деле скважины постоянно.
    30. Консервация и ликвидация скважин осуществляются в установленном порядке. Консервация и ликвидация скважин, пробуренных на участках кондиционных калийных солей, осуществляются по специальной технологии, согласованной с Госгортехнадзором России.
    31. Документация по строительству скважин на площадях залегания калийных солей подлежит постоянному хранению. Керн, полученный в интервале калийной залежи и верхней пачки подстилающей каменной соли, отбирается и ликвидируется после соответствующего исследования и передачи в установленном порядке в территориальные фонды геологической информации заключения о геологическом разрезе, его увязке с каротажными диаграммами и результатами химического опробования. Строительство нефтяных скважин сопровождается формированием в паспорте скважины данных о фактических использованных при цементировании кондукторов и технических колонн тампонажных материалах, вещественном и элементном составе цементного камня крепи в надсолевой и солесодержащей частях разреза.
    32. При геологическом изучении и освоении месторождений нефти на площадях залегания калийных солей выполняется комплексное изучение недр, которое включает:
    отбор керна соляных пород при бурении в интервале залегания калийной залежи, его опробование, геологическое описание и физико - механические испытания;
    производство комплекса геофизических исследований скважин, обеспечивающих детальное расчленение разреза соленосных отложений;
    определение по данным геологического описания геофизических исследований скважин, физико - механических испытаний и химических анализов проб керна, особенностей строения соляной толщи, состава и свойств слагающих пород;
    выявление разрывных нарушений в породах подсолевых отложений;
    изучение параметров поглощающих горизонтов в целях оценки возможности использования их для захоронения промышленных стоков.
    Объемы и виды работ по комплексному изучению недр определяются техническими заданиями и проектами.

    IV. Требования по промышленной безопасности при ведении мониторинга состояния недр


    33. На территории разрабатываемых месторождений нефти за счет средств недропользователя проводится мониторинг состояния недр, включающий гидрогеологические исследования, инструментальные наблюдения за сдвижением земной поверхности, контроль изменения геомеханического и геодинамического состояния недр. Научно - исследовательские работы по проблемам совместного освоения месторождений нефти и калийных солей, а также оценке влияния техногенных факторов на недра, выполняемые за счет государственных средств, осуществляются в установленном порядке.
    34. Гидрогеологические наблюдения за изменением химического, газового и микробиологического состава подземных вод и рассолов надсолевого комплекса осуществляются в целях косвенного контроля за наличием вертикальных перетоков глубинных флюидов из подсолевой части разреза. Для их проведения создается сеть наблюдательных гидрогеологических скважин. Количество скважин, их глубина, конструкция, периодичность отбора проб воды (рассолов) и методика работ обосновываются проектом.
    35. Инструментальные наблюдения за деформациями земной поверхности проводятся по профильным линиям грунтовых реперов в целях изучения процесса сдвижения массива горных пород над разрабатываемыми нефтяными залежами и прогнозирования его развития во времени. Для проведения маркшейдерских инструментальных наблюдений и определения величин деформаций над вводимыми в разработку нефтяными месторождениями строятся наблюдательные станции. Строительство наблюдательных станций осуществляется, а периодичность и методика инструментальных измерений определяются в соответствии с проектом. Закладка наблюдательной станции производится не позднее чем за шесть месяцев до начала пробной эксплуатации нефтяной залежи.
    36. Контроль за изменением геомеханического и геодинамического состояния недр проводится в целях исключения негативных последствий разработки нефтяных месторождений на геологическую среду и инженерные сооружения и осуществляется в соответствии с проектом организациями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора России на право производства маркшейдерских работ.
    37. За строительством нефтяных скважин на площадях залегания калийных солей осуществляется авторский надзор за исполнением проектной документации и соблюдением технологических регламентов строительства скважин.
    38. Геофизические исследования качества крепления скважин предусматривают:
    определение качества цементирования обсадных колонн на дату окончания затвердения цемента и перед спуском последующей обсадной колонны в скважину;
    оценку изменения во времени состояния цементного камня и его контакта с обсадной колонной и породой до ликвидации скважины.
    39. Отбор натурных образцов крепи скважин и их последующие инструментальные исследования проводятся в отдельных скважинах в целях прямого контроля состояния цементного камня и поверхности контакта его с обсадными трубами и породой, в том числе солями. Виды и объемы геофизических исследований скважин, периодичность их проведения, количество, интервалы, периодичность отбора образцов крепи и методы инструментальных исследований определяются проектом.
    40. Результаты работ по строительству глубоких скважин и разработке залежей нефти на площадях залегания калийных солей подлежат систематическому анализу по следующим разделам:
    свойства, состав и особенности геологического строения калийной залежи на площадях бурения скважин на нефть - по окончании бурения каждой скважины и каждого из этапов работ по геологическому изучению и освоению месторождений нефти;
    состояние ствола скважины - по данным нивелировки устья скважины;
    качество строительства скважин, включая соблюдение проектной конструкции, технологии вскрытия солесодержащей части разреза, профиля ствола скважины, качество цементирования обсадных колонн с оценкой достигнутого уровня защиты соляной толщи от над- и подсолевых флюидов разреза - после окончания бурения каждой скважины;
    динамика состояния крепи скважин в процессе их длительного функционирования - по результатам контрольных геофизических исследований скважин раз в три года;
    изменение уровней и состава надсолевых вод и контактных рассолов - по данным гидрогеологических наблюдений - ежегодно;
    результаты инструментальных наблюдений за сдвижением земной поверхности над разрабатываемыми нефтяными месторождениями - после завершения очередного цикла наблюдений;
    состояние разработки месторождений нефти - ежегодно;
    оценка воздействия на окружающую среду - ежегодно;
    оценка влияния разработки нефтяных месторождений на сохранность калийных солей - не реже одного раза в пять лет;
    глубинное строение подсолевых отложений и нефтегазоносных комплексов с привлечением материалов сейсморазведки - при комплексном анализе работ.
    41. Мониторинг состояния недр и производственный контроль за обеспечением требований промышленной безопасности, законодательства о недрах и настоящих Правил осуществляют службы производственного контроля, геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ в соответствии с порядком, установленным организацией - недропользователем.
    42. Анализ и обобщение результатов работ могут выполняться специализированными организациями, привлекаемыми нефтедобывающими организациями. Результаты анализа, оформленные в виде отчетов, подлежат хранению на весь период разработки месторождения и проведения ликвидационных работ.

    V. Ответственность за соблюдение и контроль выполнения требований настоящих Правил


    43. Государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр, государственный контроль в пределах своей компетенции за рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы Госгортехнадзора России <*>.
    --------------------------------
    <*> П. 4.2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 841.

    44. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе в нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации <*>.
    --------------------------------
    <*> Ст. 49 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ.

    Утверждены
    Постановлением
    Госгортехнадзора России
    от 04.02.2002 N 8