Софт

борцовский прием 5 букв

Рейтинг: 4.2/5.0 (1176 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Поиск Слов

— в период присоединения Кавказа к России — горец, участвовавший в борьбе против царской администрации и русских войск (первоначально — изгнанник из рода, который вел скитальческую жизнь, разбойник)

— в период присоединения Кавказа к России: горец, участвовавший в борьбе против царских войск и администрации

— в прошлом у народов Северного Кавказа изгнанник из рода

— герой Л. Н. Толстого «Казаки»

— горный разбойник (кавказское)

— изгнанник из рода у народов Северного Кавказа, ведущий разбойничью жизнь

— кавказский боевик, не подчинявшийся еще российскому императору

— у кавказских горцев так называют удальца, рыцаря, русские же придают этому слову значение налетчик, разбойник

— у народов Кавказа — воин-одиночка

— у народов Кавказа — изгнанник из рода, ставший скитальцем или разбойником

— головорез среди горцев

— повстанец на Кавказе

— кавказский изгой, ставший разбойником

— персонаж повести Л. Н. Толстого «Казаки»

— изгой, ставший разбойником

— партизан-разбойник на Кавказе

— горец, борец против царя

— горец, изгнанный из рода

— разбойник на Северном Кавказе

— разбойник с большой грузинской дороги

Борцовский Прием 5 Букв:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    ПРИЁМ - значение слова ПРИЁМ

    ПРИЁМ этозначение, определение слова ПРИЁМ - слова близкие по значению
    • ПРИ. предлог с предл. п. 1. Около, возле чего-н. Столб при дороге. Битва при Бородине. 2. Указывает на подчиненное состояние по отношению к кому-чему-н. отнесенность к чему-н. Клуб при.
    • ПРИЁМКА
    • ПРИЁМОЧНЫЙ
    • ГРАН-ПРИ. несхл. м. Высшая награда на художественном конкурсе, фестивале.
    • ПРИЁМЫШ. -а, м. (разг.). Приемный сын или приемная дочь. Воспитать приемыша.
    • ПРИЁМЩИК. -а, м. Работник, к-рый занимается приемкой, приемом чего-н. П. товаров. П. сырья. II ж. приемщица, -ы. П. ателье.
    • ПРИЁМНИК. -а, м. 1. Аппарат для приема чего-н. (сигналов, речи, музыки, изображений) при помощи электромагнитных, световых и иных волн. П. звука, П. света. П. излучения. 2. То же, что радиоприемник. 3. Устройство в виде в.
    • ПРИЁМНЫЙ. -ая, -ое. 1. см. принять. 2. Усыновленный или усыновивший кого-н.П. сын. П. отец. Приемные родители (усыновители). 3. приемная, -ой, ж. Комната для посетителей. Приемная депутата.
    • ВО-ВТОРЫХ. вводн, сл. Употр. при обозначении второго пункта при перечислении.
    • ВО-ПЕРВЫХ. вводн, сл. Употр. при обозначении первого пункта при перечислении.
    ПРИЁМ - другие значения

    прием: ПРИЁМ, -а, м. 1. см. принять. 2. Отдельное действие, движение. Выпить стакан в два приёма. 3. Способ в осуществлении чего-н.

    как проходит прием у психолога, основные этапы консультации, терапевтические принципы специалистов центра «Зеркало Души»

    Что такое прием умственной работы? Решение каждой задачи (будь то задача грамматическая, математическая или задача, требующая выполнения.

    Предлагаем систему приема платежей. Современная электронная платежная система позволяет | провести оплату через интернет в режиме on-line.

    10 ноя 2010. На сайте Кошечка.ру вы узнаете, что такое прием отзеркаливания и для чего он.

    Как работает торрент? Что такое прием ясно, что такое отдача? Желательно без проф. терминов, на пальцах. Плиз. )) Оценка: 0 Рейтинг: 0. otvet.mail.ru/question/67986681/

    12 янв 2012. Приём поморфемного письма, это когда при записи слова показывается его морфемное строение (отделяются морфемы друг от друга. znanija.com/task/361502

    13 дек 2010. Приём – это собрание приглашённых у какого-либо лица, или форма организации рабочих встреч, позволяющая обсуждать в. stud24.ru/ethics/chto. priem/16412-42564-page1.html

    Обычно, еду, которую нужно потребить атлету в день разбивают на приемы пищи. Каждый прием пищи – часть суточного рациона, поэтому в сумме они.

    Кто знает, что такое cardsharing, поясните подробнее.

    Вольная борьба

    / Вольная борьба

    5.3. Основы базовой подготовки

    В накопленном арсенале борцовских операций и действий (т.е. технике и тактике) можно выделить четыре относительно устойчивые группы.

    отдельные операции (элементы),

    устойчивые совокупности операций (захваты, приемы и т.п.),

    Мы уже говорили, что базовая техника должна обеспечить форми­рование в сознании обучаемого представлений об основных требова­ниях к организации движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи. В соответствии со смыслом двигательной задачи базовые действия структурируются в сознании обучаемого, превраща­ясь из предмета преподавания в предмет научения, определяясь как условия восприятия, формирования, запоминания, воспроизведения операций в их логической последовательности. Таким образом, овла­деть базовой техникой и тактикой вольной борьбы — значит научиться правильно ставить перед собой цель и реализовать ее в последователь­ности обязательных операций и действий в их целостной динамике.

    Раскроем содержание основных разделов базовой подготовки бор­ца. Учитывая то, что отдельные операции и их устойчивые совокупно­сти очень близки друг к другу, объединим их в один раздел.

    5.3.1. Отдельные операции и их устойчивые совокупности. Основные положения борца

    Основные положения борца — исходные операции, выполняемые им в начальный период соприкосновения с соперником. Поединок борцов происходит в постоянном взаимоконтакте. И именно он в значительной мере определяет положение борцов.

    Стойка характеризуется тем, что борец касается ковра только ступнями. В положении партера он касается ковра не менее чем тремя точками. Взаимозахват борцов в стойке существенно влияет на высоту положения их туловища и особенности расположения ног относитель­но друг друга. По первому признаку различают высокую, среднюю и низкую стойки, по второму — правостороннюю, левостороннюю и фронтальную стойки (рис. 120).

    В связи с тем, что правила соревнований поощряют активную деятельность борцов в схватке и наказывают за пассивные действия, по нашему мнению, есть необходимость на этапе начального обучения исключить овладение низкой и фронтальной стойками как малоэф­фективными способами проведения приема. Больше внимания следует уделять средней, высокой, левосторонней и правосторонней стойкам с использованием наиболее распространенных захватов, а в партере — высокой и низкой. При высоком партере борец, стоя на коленях, кистями рук опирается на ковер, а при низком — принимает положе­ние упора лежа на животе. В зависимости от осуществляемого атаку­ющим захвата, атакуемый принимает наиболее удобную позицию. Смена положения — с высокого партера на низкий и наоборот — позволяет борцу, во-первых, принять защитную позицию, т.е. дезор­ганизовать активные действия соперника; во-вторых, использовать его замешательство и провести контратаку. Принять защитную позицию — значит использовать активную или пассивную защиту в зависимости от создавшейся ситуации в партерной борьбе. В разделе «приемы борьбы» будет более детально рассказано о видах защиты, в частности о пассивной и активной защите.

    Итак, в партерных поединках захваты атакующего существенно влияют на положение, принимаемое атакуемым борцом, а именно, на высоту его тела над ковром и положения частей тела, соприкасающихся с ковром.

    Дистанция — это расстояние между борцами в схватке. Дистанция может быть ближней, средней и дальней (рис. 121). Дальняя дистанция характеризуется отсутствием захвата, на ближней и средней дистанциях обязателен взаимный захват. Причем на средней дистанции обоюдный захват осуществляется на расстоянии, не превышающем длины рук, а на ближней борцы в обоюдном захвате касаются друг друга туловищем.

    Умение борца использовать дистанции для проведения атакующего, защитного и контратакующего действия позволяет, во-первых, навя­зать сопернику свой «стиль», или свою манеру, борьбы; во-вторых, контролировать действия соперника; в-третьих, создать ситуацию для начала атаки; в-четвертых, в экстремальных условиях принимать пра­вильные решения по поводу защитных и контратакующих действий.

    Правила соревнований обязывают борцов к контактному взаимо­действию. Все время, отведенное на схватку, борцы должны находиться в постоянном конфликтном противоборстве. Естественно, в этих условиях правильное соблюдение дистанции и их сочетания может существенно повлиять на конечный результат схватки. Поэтому на этапе начального обучения, на наш взгляд, следует исключить прове­дение приемов с дальней дистанции. При таком подходе юные борцы быстрее научатся решать двигательные задачи в экстремальных усло­виях соревновательной деятельности.

    5.3.3. Передвижения и направления маневрирования

    Передвижение и маневрирование в схватке выполняются различ­ными способами и в различных направлениях с целью создания наиболее выгодного положения по отношению к сопернику для ус­пешного выполнения двигательной задачи. Эти действия могут выпол­няться вперед, назад, влево, вправо, прямо или по дуге.

    Захват — это операция (или устойчивая совокупность операций), позволяющая осуществить удержание какой-либо части тела соперника с целью дезорганизации его активности и проведения того или иного действий.

    Захваты осуществляются одной или двумя руками. Использование различных захватов позволяет борцу замаскировать свои действия, дезориентировать соперника и тем самым овладеть инициативой на ковре, а в последующем создать удобную ситуацию для атаки.

    Захваты можно разделить на 3 группы:

    а) захваты для поддержания активности,

    б) захваты как способ связи элементов техники и тактики,

    в) захваты для реализации приема, атаки, защиты, контратаки.

    На наш взгляд, такое подразделение позволяет более детально рассмотреть захваты. В учебных пособиях и научно-методической литературе не уделено должного внимания этой проблеме. Анализ соревновательной деятельности борцов говорит о том, что такой пробел в обучении отрицательно повлиял на овладение культурой движений в борьбе многими мастерами ковра. Отсюда решение данной проблемы является своевременным и актуальным.

    Захваты для поддержания активности борца. В научно-методиче­ских и теоретических литературных источниках есть высказывания об атакующих захватах, но нигде не описывается конкретно, о каких именно атакующих захватах идет речь.

    Во время схватки борцы часто выполняют различные захваты. Смена захватов не является произвольной, а зависит от определенной стратегической цели, задач технико-тактических действий в конкрет­ной ситуации схватки. Нами выделены по результатам исследования 22 основных способа захвата (рис. 122). Они позволяют принять удобную позицию для атакующих действий (предупреждающие и раз­рушающие действия защиты), создать условия для проведения контр­приемов, удержаний, сковываний, угрозы, маневрирования, для выведения из равновесия и др. Захваты можно подразделить на под­готовительные (тактические) и защитные. Кроме этого, захваты решают смысловую задачу конкретного приема. Анализ соревновательной де­ятельности борцов показывает, что из всего многообразия захватов борцы наиболее часто используют только 6 (рис. 123), о преимуществе которых говорят результаты обработки статистического материала. Это:

    Захват руки сбоку.

    Захват рук снизу за локти.

    Захват руки из-под плеча и запястья.

    Захват шеи и плеча сверху.

    Захват одной руки сверху и запястья другой руки.

    Захват ноги двумя руками с упором головой в туловище.

    Особенность этих захватов в том, что они являются «связью» между подготовительными операциями и атакой. Именно их мы называем атакующими захватами. Основные атакующие захваты в стойке харак­теризуются следующими признаками:

    прогнозированием действия соперника,

    широтой применения возможных технико-тактических действий.

    В соответствии с первым признаком борец, осуществляя один из шести атакующих захватов, ограничивает активные действия соперни­ка. Блокированием части тела соперника практически на 50% из 100% борец лишает его возможности выполнять атакующие действия. С целью активизации соперник может осуществить активную защиту и после этого контратаковать. Своим действием борец создает, во-пер­вых, безопаность для себя и, во-вторых, — дополнительную «нагрузку» сопернику при переходе к активным действиям.

    Второй признак говорит о том, что, осуществив атакующий захват, борец может заранее программировать свои технические действия и прогнозировать защитные и контратакующие действия соперника. Знание ограниченности действий соперника позволяет борцу контро­лировать его и в нужный момент самому перейти к проведению атакующих действий.

    Третий признак позволяет борцу с атакующего захвата проводить 8—9 различных действий, тогда как у соперника в арсенале их остается всего 1—2.

    В соответствии с четвертым признаком борец применяет атакующие захваты и в то же время импровизирует, сочетая их с другими атакующими захватами. Таким образом, он создает, с одной стороны, «фон» борьбы, который вызывает у судей благосклонность к «активности», а с другой — благоприятные условия для реализации собственных дей­ствий.

    Захваты как способ связи элементов техники и тактики. Как уже отмечалось, в ходе схватки борец оказывает механическое воздействие на соперника посредством применения различных захватов (атакую­щих). Кроме того, поединок на ковре проходит в постоянном конфликте между борцами. Поэтому выполнение каждого технико-тактического действия требует «включения» в определенной последовательности различных мышечных групп, умелого использования веса, инерции, рычагов тела, предельного внимания, готовности в любой момент использовать различные захваты, и тем самым изменить направление атаки. В связи с этим осуществляемое борцом технико-тактическое действие вбирает в себя очень много операций, в последующем пере­ходящих в элементы действия. Каждый элемент действия осуществля­ется посредством захвата. Отсюда захват является связующим звеном в построении целостного действия.

    Захваты для реализации приемов, атак, защит, контрприемов. За­хваты являются частью действия, так как борец не может приподнять, бросить или свалить соперника, не захватив какую-либо часть его тела. Именно от захвата зависит результат проведенного приема, защиты, контрприема.

    Существуют атакующие действия, в которых прием выполняется одновременно с захватом, например бросок в стойке сбиванием захва­том двух ног. Есть другая разновидность атаки, когда приему предше­ствует многократная смена захватов, например переворот переходом ножницами захватом за подбородок. Чтобы более подробно разобрать­ся в этих ситуациях, следует вновь обратиться к рис. 122, на котором показаны 22 способа взаимных захватов с потенциальными возможно­стями для проведения атакующего действия.

    5.3.5. Вспомогательные элементы борьбы ногами

    Вспомогательные элементы борьбы ногами — это операции с дей­ствием ног.

    Частое изменение правил соревнований обусловливает изменения техники и тактики борьбы, содержания и методики подготовки спорт­сменов к соревнованиям (и законодателями «моды», как правило, являются тренеры и сами спортсмены). Вследствие этого появилась тенденция к увеличению общего арсенала действий и разнообразия их структуры. Доминирующая роль (по результативности) некоторых приемов вынудила забыть, а иногда и исключить умышленно из арсенала борца вспомогательные элементы борьбы ногами. На наш взгляд, существенной объективной причиной здесь является, во-пер­вых, недостаточно разработанная методика обучения элементам борьбы, во-вторых, сложность исполнения этих элементов, требующих высоко развитых скоростных, координационных и др. двигательных качеств; в-третьих, жесткость борцовского ковра, провоцирующая различные травмы.

    Другой существенной причиной исчезновения из арсенала борцов приемов с действием ног послужило то обстоятельство, что в 60-70-е годы преимущество советских борцов в технике выполнения этих приемов в стойке было очевидным, но, однако, вскоре зарубежные специалисты стали находить различные контрдействия. Поэтому мно­гие приемы исчезали, так как они не удавались, а иногда даже приводили к проигрышу в результате применения контрдействий. На наш взгляд, настало время возродить былые традиции техники борьбы с действием ног. Тем более что изменение правил соревнований направлено на повышение динамичности и зрелищности борьбы. Необходимость такой подготовки назрела не только для высококвали­фицированных борцов, но и для резерва, особенно на начальном этапе обучения. Именно на этом этапе формируются те необходимые умения и навыки, которые в дальнейшем обогащаются и совершенствуются. Анализ литературных источников показывает, что такой подготовке должного внимания пока не уделяется. Подтверждением этому служат объективные результаты исследования соревновательной деятельности борцов. Даже беглое сравнение способов получения выигрышных баллов и в целом побед на турнирах двух последних Олимпиад говорит о тенденции к уменьшению операционного арсенала атакующих дей­ствий (рис. 124).

    В связи с тем, что для чистой победы время удержания соперника на спине сократилось до 1 с, очень возросло значение приемов с действием ног. На это нацеливают и такие моменты: 1) в соответствии с правилами засчитываются приемы, начатые на ковре и законченные вне его. Это побудило борцов изучать и совершенствовать приемы с захватом руками за ноги. По нашему мнению, эффективным противо­действием, направленным на разрушение атаки, являются приемы с действием ног, т.е. вспомогательные элементы борьбы, на базе которых можно строить контрприемы с действием ног; 2) правилами предус­мотрено, что борцы должны находиться в постоянном контактном положении, т.е. в конфликтной ситуации. В связи с этим увеличилась интенсивность схватки, положение в обоюдном захвате стало очень кратковременным, так как время, отводимое на подготовку любой атаки, сократилось. В этих экстремальных ситуациях вспомогательные элементы борьбы ногами должны сыграть определенную роль в дости­жении победы.

    Результаты опроса мнений ведущих тренеров, занимающихся с юными борцами, позволили определить базовые элементы приемов с действием ног — простые и усложненные. К простым относятся: под­сечки, подножки, зацепы, подбивы, а к усложненным — обвивы, отхваты, подсады (Определения этих элементов даны А.П. Купцовым в учебнике «Спортивная борьба» [38].).

    Актуальность данной проблемы возросла и в связи с тем, что правила соревнований поощряют тех борцов, которые используют приемы с большой амплитудой. Естественно, в получении наивысшей оценки заинтересован каждый борец, а эффективность использования приемов с действием ног позволяет решать эту задачу. Причем надеж­ность выполнения приемов с действием ног зависит от эффективности осуществления захвата, а именно вариативность и приспособляемость захватов определяются возможностью варьирования способов выпол­нения вспомогательных элементов борьбы.

    5.3.6. Способы тактической подготовки

    В совместной работе с И.И. Алихановым [1] нам удалось обобщить и систематизировать способы тактической подготовки, а также опре­делить понятие технико-тактических средств: впервые конкретизиро­ваны задачи, средства и методика обучения способам тактической подготовки для раскрытия, выведения из равновесия, маневрирования, угрозы, сковывания, повторной атаки, вызова. Способы тактической подготовки, приведенные нами в систему, с целью изучения предло­жены в программе для детско-юношеских спортивных школ.

    Способы тактической подготовки вплетаются в общую «ткань» схватки и изменяются в зависимости от особенностей соперника, собственных умений и навыков борца, его возможностей в данный момент схватки. Классификация этих способов зависит от идеи, кото­рую вкладывает в свои действия атакующий (я сковываю, я отвлекаю, я угрожаю, я раскрываю и т.д.). Следует заметить, что одна и та же операция, выполненная с различной интенсивностью, связана с под­готовкой различных действий. Например, слабый рывок под плечо делается с целью отвлечения, более энергичный выводит из равновесия, направленный вверх провоцирует раскрытие. Или: толчок в шею может вывести из равновесия, если выполнен энергично, но будет квалифи­цирован как отвлекающий, если выполнен без особого усилия. Поэтому предлагаемые 9 различных способов тактической подготовки взаимо­связаны и не применяются изолированно. В то же время их сочетание и последовательность в схватке позволяет понимать и анализировать действия борца, выделять главные задачи, определять второстепенные.

    В практике борьбы зачастую прием может быть выполнен и без подготовки, в случайно возникшей подходящей динамической ситуа­ции. Иной раз возникает обоюдоострая ситуация, и тогда успеха достигает тот, кто раньше отреагирует на нее. Такая реакция называется опережением. Очевидно также и то, что один и тот же прием может быть выполнен после различных способов тактической подготовки. Кстати, этой особенностью отличается от других приемов коронный прием. Удивительно, но коронный прием, о котором осведомлены все соперники его «владельца», из года в год остается его грозным оружием. Именно многообразие способов тактической подготовки к приему позволяет борцу в совершенстве владеть этим оружием в течение долгих лет. Такими борцами, которых называют «великими мастерами ковра», являются С. Белоглазое, А. Фадзаев, Б. Сайтиев и др. хотя стиль ведения борьбы каждого из них имеет характерные (только ему при­сущие) особенности в исполнении технико-тактических действий. Мастерство этих спортсменов не подлежит копированию.

    С. Белоглазов строит свою схватку так, что соперник запутывается в «лабиринтах» многообразных технико-тактических действий. Перед каждой встречей с соперником он видоизменяет структуру действий. Тем самым его замысел — вить различные «кружева» — не только запутывает соперника, но и дезорганизует его активность и увеличивает напряженность схватки. В результате у соперника быстро наступает утомление, притупляется внимание, и от постоянного ожидания на­стоящей атаки он совершает одну ошибку за другой.

    У А. Фадзаева выжидательная тактика. Его стиль борьбы запрог­раммирован на действия соперника на несколько ходов вперед. Умение думать, оперативно анализировать позволяет ему во время схватки разгадывать мысли соперника о возможных технико-тактических ва­риантах атаки.

    Таким образом, каждый из этих мастеров запрограммированными подготовительными операциями легко и быстро опережает действия соперника и, проводя коронные приемы, добивается победы.

    Итак, мы выяснили, что с увеличением числа способов тактиче­ской подготовки атакующего действия увеличивается способность борца с честью выходить из ситуаций, возникающих в ходе поединка. В то же время анализ программ ДЮСШ по вольной борьбе свидетель­ствует о том, что в них необходимо включать конкретные способы тактической подготовки к каждому действию и различные комбинации базовых действий.

    5.4. Базовые приемы борьбы

    Как уже говорилось (2.2.2.), прием — это результирующая часть атакующего, защитного и контратакующего действия.

    Приемы имеют относительно стабильную структуру, пространст­венные, временные, силовые и ритмические характеристики.

    По Р. Петрову [51], приемы обладают следующими свойствами: эффективностью, надежностью, вариативностью. Эффективность оп­ределяется результативностью (качеством судейских оценок, частотой побед на «туше» и др.) и частотой реальных попыток. Надежность проведения приема определяется частотой оцененных попыток и ре­альной возможностью выполнения контратак. Реально надежность приема зависит от преодоления сбивающих факторов (изменения технических ситуаций, физического, психического состояния борца, исходных положений, внешних условий). Вариативность приема оп­ределяется возможностью варьирования способов его выполнения. Чем больше таких вариантов, т.е. шире диапазон пространственных, вре­менных, силовых и ритмических характеристик, тем выше вариатив­ность приема, а следовательно, и приспособляемость к выполнению в различных условиях опоры (мягкие, жесткие маты), в схватке с раз­личными борцами (по длине тела, мышечной силе, гибкости и харак­теристикам подготовленности).

    Известно, что не все приемы одинаково часто используются на соревнованиях. В вольной борьбе (по данным В.Я. Шумилина и А.К. Морозова) наиболее распространенной группой приемов являются сбивания (67-70% от всех приемов, выполняемых в стойке). В сущно­сти, до сих пор нет точных данных о числе применяемых приемов. Одной из причин этого является отсутствие критерия для разграниче­ния приемов от их вариантов. По данным Р. Петрова [51], число приемов в греко-римской и вольной борьбе составляет в стойке (соответственно) 54 и 266, а в партере —34 и 112. Фактически спектр применения приемов на соревнованиях существенно ниже. В то же время каждый прием имеет множество модификаций, включающих базовые элементы, и многие связи с другими разделами техники и тактики борьбы. Например, только приемы с захватами ног партнера имеют, по Р. Петрову, свыше 3000 вариантов.

    По такому же принципу определено число приемов в утвержденной у нас в стране классификации по спортивной борьбе. В основе ее (по А.П. Купцову [38]) лежат движения в позвоночном столбе: вперед-на-клоном; назад-прогибом; вперед-влево или вперед-вправо — скручи­ванием; влево или вправо с захватом ноги и руки — поворотом; влево или вправо с захватом руки и шеи — подворотом и т.д. В зависимости от направления движения были определены группы приемов, которые распределены по годам обучения. Специалистами проведены много­численные исследования с целью определения эффективности групп приемов. Детальное изучение их позволило разработать частные мето­дики обучения с использованием специальных средств и методов в большинстве случаев для высококвалифицированных спортсменов.

    А вот мало исследованными до сих пор остаются вопросы методики обучения технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было выявлено в ходе анкетного опроса ведущих тренеров. В частности, не известно, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обу­чать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения, чтобы можно было применить в учебных схватках и, главное, в условиях соревнований.

    Кроме того, анализ программ начального обучения, результатов соревновательной деятельности сильнейших борцов, анкетного опроса ведущих тренеров страны и участников соревнований позволил обна­ружить значительное расхождение объема и форм технико-тактических действий, которым обучают юных борцов. Результаты анализа про­граммы начального обучения, опроса ведущих тренеров (98 чел.) и спортсменов (59 чел.), стенографирования соревновательной деятель­ности (300 схваток) борцов вольного стиля позволили (после статисти­ческой обработки материала) определить число приемов для групп начальной подготовки.

    5.4.1. Базовые приемы для групп начальной подготовки (1-й год обучения, 10-11 лет)

    К базовым приемам в стойке относятся:

    перевод рывком за руку с подсечкой (рис. 125, а),

    перевод нырком захватом руки и бедра (рис. 125, б),

    сваливания сбиванием захватом разноименной ноги с переходом захватом двух ног (рис. 125, в).

    Описание приемов выполняется в следующем порядке: начало атаки, захват, подведение собственной опоры к общему центру массы, отрыв, полет и опрокидывание (приземление).

    Борцовский прием

    В составе дублеров «Кайрата» есть нападающий таранного типа. Это Борис Донченко, который забил в этом сезоне три гола, хотя в составе выходил не часто.

    Последний свой результативный выстрел он произвел в ворота «Акжайыка». Получив мяч на левом фланге, долго не думая, с острого угла пробил в дальний угол. Вратарь гостей явно был не готов к удару и прыжок его оказался запоздалым.

    — Специально на тренировках отрабатывал такой удар? — спросили мы у автора гола.
    — Нападающий должен бить с любых положений. У меня в данном случае был простор. Да и вратарь уральцев выдвинулся прикрывать ближний угол. Этим я и воспользовался: запустил снаряд за шиворот киперу.

    — Давно играешь в нападении?
    — Я занимаюсь на Магнитной с 2009 года. Моим первым тренером стал Олжас Муканбекович Борибаев. Сначала он использовал меня справа в полузащите. А затем поставил в нападении. «Будешь таранить оборону соперников», — объяснил он. И я в прошлом году, играя в новой для себя линии, смог отличиться 16 раз.

    — Поэтому тебя подтянули в дубль?
    — Не знаю. Но мне пришлось пройти сито отбора. Доказывал в деле, что не подведу наставников. Ведь я еще учащийся средней школы № 31. У нас футбольный спецкласс. Четверо ребят играют за дубль «Кайрата».

    — Есть ли у тебя друзья в команде?
    — Больше общаюсь с Нуриком Даировым, Сергеем Кейлером, Андреем Андреевым.

    — А в жизни другие увлечения есть?
    — Раньше занимался борьбой в спортклубе «Даулет». Но начала болеть спина и я прошел медицинское обследование. Врачи поставили диагноз: грыжа. Пришлось бросить увлечение. Хотя уже стал показывать неплохие результаты на городских состязаниях. Потом был перерыв. Когда «закачал» спину, перешел на футбол.

    — О чем мечтаешь?
    — Играть в главной команде «Кайрат». И вместе с клубом выиграть трофей европейского уровня.

    Борцовский прием - Борьба вольная и женская - Публикации - Спорт Красноярск - новости, отчеты, матчи, фото - футбол, хоккей с мячом, регби, биатлон, б

    Борцовский прием

    Легендарный вольник Бувайсар Сайтиев - о доме, семье, отношениях с родственниками и продолжении карьеры

    В мае прошлого года он третий раз стал отцом. В августе – трехкратным олимпийским чемпионом. О самом важном, что произошло после Игр в Пекине, и планах на будущее легендарный борец вольного стиля Бувайсар Сайтиев рассказал в интервью SportWeek.

    - Бувайсар Хамидович, с твоей исторической победы на Олимпийских играх в Пекине – третьей в карьере – прошло уже больше восьми месяцев. Ты ее уже как-то пережил, оценил, разложил по полочкам?
    - Нет, никакого анализа еще не было. Наверное, потому что я не планирую дальше выступать, все получилось не так, как обычно после большого турнира. Не было ни анализа, ни постепенного выхода из пика формы. После возвращения их Пекина прошла череда обязательных торжественных мероприятий – и началась обыденная жизнь. Для меня она – очень желанная. Скажу честно, я скучал по этой жизни – когда можно не напрягаться, не нагружаться. Много лет, почти всю сознательную жизнь я провел вдали от семьи, очень мало времени уделял родным и близким. Сейчас пытаюсь восполнить этот пробел. Последняя Олимпиада как-то быстро отошла на второй план. Да и борьба в целом. Я сейчас ни к чему не готовлюсь, не слежу специально за событиями и результатами. Хотя в целом, конечно, в курсе всего происходящего – звонят, рассказывают.

    - А когда посещаешь соревнования в статусе почетного гостя, внутри не начинает дрожать?
    - Абсолютно. Наверное, пока еще лишком мало времени прошло. Что такое восемь месяцев в точки зрения истории?

    - Что такое обыденная жизнь Бувайсара Сайтиева?
    - Дом, семья, друзья. И, конечно, пытаюсь быть полезным борьбе – так, как я понимаю и полезность, и борьбу. В новом положении, но с большим опытом и глубокими знаниями, которые я действительно хочу передать. В этом году пройдут уже два юношеских турнира по вольной борьбе на мои призы – к традиционному, уже пятому в Красноярске добавится совершенно новый в Бельгии. Думаю, уже на этой неделе открою свой официальный интернет-сайт – www.buvaysar.ru. В Хасавюрте строю зал…

    - Школу Бувайсара Сайтиева?
    - Школа моего имени в Хасавюрте существует уже больше 10-и лет, муниципальная. Сейчас я строю другой зал, и не так важно, какая у него будет вывеска. Главное – кто и как там будет учить борьбе. Переход спортсменов в другое состояние всегда проходит не очень гладко. Кто-то считает, что он очень много знает и начинает об этом громко кричать. Кто-то, напротив, на всех обижается, закрывается: мол, ничего не видел, ничего не слышал, никому ничего не скажу. Я пытаюсь нащупать золотую середину. Есть такой тренер – Салим Нуцалханов, который последние полгода готовил меня к Олимпиаде в Пекине. Я очень многое у него взял, разделяю его видение системы и методики борьбы. Вместе мы пришли к пониманию: должно быть место, где можно воспитывать классных, суперклассных борцов. Это мне интересно – готовить ребят, которые смогут проявить себя не только на районных или республиканских соревнованиях (хотя через них тоже придется пройти), но и на мировом, олимпийском уровне.

    - Но ты сейчас говоришь не о тренерстве?
    - Нет, не о тренерстве, а именно о продвижении методики, системы, где-то даже философии борьбы. С использованием всего инструментария коммуникаций, которые я назвал – турниры, школа, сайт. Также планируем открыть филиалы нашей школы по стране, проводить мастер-классы для ребят и клиники для тренеров, выпускать методические пособия. Я вижу необходимость создания комплексной программы развития вольной борьбы. У меня телефон не замолкает – с вопросами, просьбами о поддержке и помощи звонят из Красноярска, Бурятии и Якутии, со всей Сибири и с Дальнего Востока, из Чечни и Дагестана. Нужно адресно и очень практично способствовать, помогать, учить. Пока для реализации этих планов хватает ресурсов моих личных и моих друзей – и финансовых, и организационных, и человеческих. А дальше – посмотрим, может быть, придется выходить на уровень федерации борьбы или министерства спорта.

    - Мы, вроде бы, говорим о твоей обыденной жизни, но получается – все равно о борьбе. Расскажи, как проходит твой день в Хасавюрте? Во сколько просыпаешься?
    - Когда я дома, график абсолютно ненормированный. Сплю, пока не проснусь.

    - А три твоих сына - Абдурахим, Алихан и Дени – не прибегают, не будят?
    - Жена утром отводит их в садик, поэтому не прибегают и не будят. А я, когда нахожусь в Хасавюрте, в основном занимаюсь домом. Ты знаешь, у меня ведь никогда не было своего дома – такого, чтобы я сам там что-то делал, гвозди забивал. Мне это было не интересно, не нужно – я весь был в борьбе. А сейчас почувствовал какую-то внутреннюю необходимость заниматься домом, семьей, родственниками. У нас совершенно другой уклад жизни, более традиционный. Очень много поводов, по которым люди встречаются – похороны, свадьбы, религиозные обряды. Если я возвращаюсь после долгого отсутствия, в первую очередь, должен посетить все дома, где не стало родственников, знакомых. В нашей жизни в больших городах такого нет, люди вообще разучились общаться. Но в маленьких, таких, как Хасавюрт, зайти к родственникам, прочитать молитву – ритуал обязательный.

    - Твой дом впечатляет.
    - Мне многие говорят: зачем тебе такой дом в Хасавюрте, лучше в Москве построй. Но мой дом там, потому что там – моя родина. Я, когда выхожу во двор, ни о чем не могу думать – душой отдыхаю. Сейчас уже лето, очень много работы. Сажаем деревья, занимаемся живностью – день пролетает незаметно.

    - Ты сам сажаешь деревья?
    - А что тебя так удивляет? Я знаю, где, когда и какое дерево посажено. Недавно из Баку привез пальмы – посадили, очень красиво, должны прижиться. Пацаны бегают вокруг, спрашивают: «Папа, а бананы вырастут? А обезьянки появятся?» Думаю, что обезьянки вряд ли появятся, без них живности хватает – собаки, коровы, куры. Эти живые твари – очень умные, мы даже не догадываемся, насколько. С собаками все, вроде бы, понятно. Но мама утром идет доить коров – они ее за сотни метров чувствуют, приветствуют. Зайдешь в хлев, всем дашь по щепотке сена, одной забудешь – так она обидится, несколько дней при твоем появлении будет демонстративно отворачиваться. Дом – мой приоритет. Дом, семья, отношения с близкими. По мере своих возможностей занимаюсь налаживанием отношений с родственниками.

    - А отношения с родственниками были испорчены?
    - Они не были испорчены. Их просто не было. У нас большая семья, мама с папой родили четырех сыновей и двух дочерей. В детстве мы жили очень дружно – все вместе в двух маленьких комнатках. Но в 17 я уехал из дома – считай, на 15 лет. За это время мои братья и сестры выросли, женились или вышли замуж, завели детей, у них свои дела, проблемы. Хотя сейчас, слава богу, никаких проблем нет.

    - Часто собираетесь всей семьей – с братьями и сестрами?
    - Каждый день, у меня в доме. Мой старший брат – строитель. И последние 2-3 года занят только у меня, ни на что больше времени не хватает. Во дворе, в небольшом деревоперерабатывающем цеху, на кирпичном мини-заводике работают племянники, двоюродные братья, другие родственники. Главное – все постоянно на виду. У нас был очень сложный период: в течение пяти лет умерли мой отец, три его родных брата и их отец, мой дедушка. Семья осталась только с мамой, взрослых мужчин не было. И только сейчас мы выросли, узнали жизнь, чему-то научись – и можем передавать свой опыт.

    - Ты – старший, глава семьи?
    - Старше меня два брата, они могут сказать мне все, что угодно – и я сделаю. Но глава семьи у нас – мама. Все вопросы обсуждаются с ней, все решения принимаются с ее согласия. Семья для меня – это все. Один я ничего не стою, ничего не значу. В моей жизни, при всей успешной спортивной карьере, были моменты, когда я мог заблудиться. И на помощь всегда приходила семья. Мне объясняли, меня просили, меня уговаривали, а если ничего не помогало – меня просто заставляли.

    - А сейчас ты – пример для всех молодых членов своей семьи?
    - Моя основная задача сейчас – чтобы все были организованы, устроены, здоровы. У нас в Хасавюрте очень тяжелая обстановка. Улицы патрулируют танки и бэтээры, почти каждый день проходят спецоперации, кого-то откуда-то выкуривают. В среднем на одного жителя, думаю, приходится по одному милиционеру, при этом буквально на прошлой неделе в центре города убили племянника мэра. У нас опасно, очень опасно… И если в этой обстановке не следить за молодыми людьми, не наставлять, не учить жить и вести себя, они могут принести в семью очень большую беду. Одно неправильное действие молодого человека – члена семьи может перечеркнуть все. Именно поэтому я не могу себе позволить жить в Москве, иметь там хорошую должность, хотя предложений много – душа все равно будет там, в Хасавюрте. Если я буду слишком быстро бежать, моя семья за мной просто не угонится, а мне без них неинтересно.

    - Ты похищал свою будущую жену Индиру?
    - Я женился в достаточно зрелом возрасте, чтобы не делать таких глупостей. Это вообще дикость, к нашей религии абсолютно никакого отношения не имеет. Как можно воровать человека. Один раз я участвовал в похищении невесты, мне не понравилось. И даже не знаю, простил бы я, если бы меня это коснулось.

    - Расскажи, как ты познакомился с Индирой, как ты делал предложение?
    - По нашей традиции, эти вопросы обычно начинают обсуждать женщины. Молодому человеку, который достиг возраста, когда ему уже надо бы жениться, сестры и невестки начинают намекают: вот там такая девочка, там такая… И очень скоро ты уже знаешь, какие девушки, из какой семьи, понимаешь, с кем ты хочешь связать свою жизнь. Девушке из приличной семьи никто не позволит общаться с молодым человеком, даже с женихом, один на один. Встречаются обычно у соседей невесты, в присутствии родственницы или близкой подружки. Сидят на расстоянии метра-двух друг от друга, разговаривают, общаются, пытаются понять, хотят быть вместе или нет.

    - А как все было у тебя?
    - Я не буду рассказывать, как все было у меня. Традиции у нас – вот такие. И у меня все было по традициям.

    - Воспитанием сыновей успеваешь заниматься?
    - Я, к сожалению, все-таки не так часто нахожусь дома. Но по мере возможности пытаюсь, конечно, воспитывать. Пытаюсь научить простым правилам, как все родители. Нельзя обманывать. Нельзя бояться. Нельзя ябедничать. Больше, конечно, со старшим. Но и со средним уже тоже беседую. Бывает, говорит: «Папа, это не я сделал – он». Спокойно сажаю всех, выясняю, что произошло на самом деле, потом пытаюсь объяснить: «Неправильно говорить на другого…»

    - Наказываешь?
    - Только с первым был немного строгим – опыта, наверное, не хватало. Сейчас стараюсь не наказывать, а объяснять. Хотя, знаешь, три ребенка вместе способны вывести из себя самого уравновешенного родителя. И от мамы им, конечно, попадает. Пацанам очень нравится, когда я дома – при мне жена их не ругает, не наказывает. Зато мне от жены достается: «Ты их совсем разбаловал! После тебя они меня уже не слушаются».

    - Ты хочешь, чтобы твои сыновья занимались спортом – не буду говорить борьбой?
    - Да, конечно. Я уверен, что молодые люди, особенно в наше время, должны заниматься спортом. Когда мы живем в больших городах, когда не занимаемся физическим трудом, обязательно надо посещать какую-нибудь спортивную секцию. А вырастут из них спортсмены, станут ли они чемпионами – это уже второй вопрос, откровенно говоря, не самый важный.

    - Я знаю, что ты начал тренироваться, даже выходил на ковер. Интересно – зачем?
    - Чтобы снова чуть-чуть уставать от жизни. Во мне слишком много стало скапливаться энергии. Из-за того, что я не участвую в сборах и соревнованиях, она не имеет выхода. А когда я устаю, мне хорошо.

    - Но с борьбой покончено окончательно и бесповоротно?
    - Знаешь, чем больше времени проходит после Пекина – тем мне скучнее становится. Борьба сама по себе очень интересное занятие. И сейчас, после борьбы, у меня нет никакого желания открывать новые горизонты, делать круг своего общения шире. Поверь, я действительно не хочу расширять пространство своей жизни, не хочу мелькать на телевидении, не хочу пиариться. Мне еще после первой моей Олимпиады в 1996 году сказали: ты не всегда будешь олимпийским чемпионом, не всегда будешь побеждать, придется приспосабливаться, пытаться что-то урвать. Наверное, кто-то так и устраивает свою жизнь, и я не могу за это осуждать. Но мне так – неинтересно. Я всегда знал – нет, кончено, не знал, но очень сильно надеялся, что буду долго выступать и, скорее всего, буду выигрывать. Так все и получилось. Наверное, я привык доверять своим внутренним ощущениям. Поэтому так спокойно отношусь к тому, что сейчас есть. Может быть, я еще не понял, что завязал с борьбой. А, может быть, я с ней еще не завязал.

    - Но если ты завязал, как минимум, должен положить борцовки на ковер.
    - Зачем мне оставлять борцовки на ковре? Продемонстрировать, что я ухожу? Да это не интересно – что я ухожу. Вот если я приеду на турнир побороться – да, это будет интересно. Уход – тоже пиаришка такой небольшой. Когда интерес к тебе падает, ты собираешь зал, даешь анонс – и пышно, с фейерверками расстаешься с борцовками. Вот знаешь, сколько ни подгоняю себя под этот наш общий, российский стандарт, а все равно тянет меня в свою деревню, в детство, в тишину… Не хочу быть сейчас в авангарде, впереди планеты всей. И так много реальной жизни прошло мимо, когда я был на вершине, в цветах, с самомнением. Ты все время спрашиваешь про будущее. У меня, слава Богу, очень много вариантов – общественных, социальных. И я пока приглядываюсь, оцениваю. А сейчас надо оформить, узаконить огромное здание для школы борьбы, создать детям возможности не только для тренировок, но и для проживания, и для питания. Много документов нужно изучить, по многим инстанциям пройти. Работа пойдет – все будет уже совсем по-другому.

    - Так ты будешь или не будешь еще выступать?
    - Мой старший товарищ и друг Алихан Харсиев настаивает, чтобы я поборолся в этом году на каком-нибудь турнире. Летом это точно не получится. Но в декабре, может быть, выступлю в Краснодаре. Там очень хороший турнир, именно с него я начал подготовку к Олимпийским играм в Пекине. В начале января традиционно – первенство Школы высшего спортивного мастерства в Красноярске, отборочное на турнир Ярыгина, который проходит в последнюю неделю января. Больше не спрашивай, все равно ничего не скажу.

    - О чем ты сейчас мечтаешь?
    - Никаких личных целей, которые можно было бы отнести к категории «мечт», у меня нет. Все мои мечты сейчас – о другом. Я хочу, чтобы не было войны и светило солнце. Чтобы люди были более терпеливыми, незлобливыми и чаще улыбались. Чтобы находили возможность говорить друг другу добрые слова и признаваться в любви. Хочу, чтобы нынешнее очень быстрое и чрезвычайно информационное время не загнало нас – куда-нибудь.

    - Я думал, ты скажешь, что мечтаешь о дочке – поcле трех сыновей.
    - Бог даст, дочка будет. А пока мне бы справиться с теми, кто есть.

    Бувайсар Сайтиев с младшим сыном Дани. Автор фото Кирилл Кузьмин.

    Ссылка на статью: http://www.redyarsk.ru/articles/detail.php?id=2516