Софт

программы для вёрстки журналов

Рейтинг: 4.6/5.0 (1058 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Верстка газет и журналов

Верстка газет и журналов. Как верстать газету

Количество разделов и рубрик, говоря профессиональным языком, – композиция номера – вот тот фундамент, который лежит в основе формирования фирменного стиля и гарантирует изданию узнаваемость в широких массах. Верстка газет и журналов является неотъемлемой частью процесса производства. Она отвечает за оптимизацию конкретной страницы и за общий дизайн номера, то есть за грамотное объединение текстовых и графических элементов, за лёгкость восприятия шрифтов, за простоту навигации.

Преимущества устойчивой композиции

Систематический выход в тираж рано или поздно приводит к тому, что у газеты либо у журнала складывается своя уникальная композиция. От номера к номеру все значимые полосы, базовые разделы и тематические рубрики сохраняют определённый вид и структуру. Делается это неслучайно: продукт, изготовленный по шаблону, легче воспринимается читателем, а впоследствии вырабатывает у целевой аудитории некую модель ожидания.

Впрочем, верстка газет по заранее установленным стандартам вовсе не подразумевает незыблемости схем. Наоборот, композиции, легко поддающиеся трансформации – признак качественной реализации творческих задумок.

Другими словами, стилистический уклон и формат газеты / журнала не должен зависеть от точечных поправок и корректировок. Если же ответственный редактор впадает в ступор каждый раз, когда за несколько часов до сдачи номера в печать возникает необходимость переверстки отдельных полос или даже страниц, значит, базовая композиция себя не оправдывает, и её необходимо изменить.

В чём принципиальное отличие компоновки от верстки?

Композиционная подготовка и верстка газеты – два взаимосвязанных процесса со схожими алгоритмами действий. Однако задачи, которые стоят перед дизайнерами и верстальщиками, нельзя назвать однотипными – отличия лежат в плоскости предметного освоения (оптимизации) уже отредактированных материалов. Приоритетным направлением компоновки является детальная проработка структуры контента: очерёдность полос, конфигурация публикаций, «встраиваемость» изображений и тому подобное. Цель же грамотной верстки – сделать так, чтобы расположение материала на страницах не только не доставляло трудностей читателю, но и самым естественным образом акцентировало его внимание на наиболее значимых информационных посылах.

Материал, прошедший компоновку, имеет общую тематическую сердцевину. Тем не менее, для формирования полноценного номера издания этого не достаточно. Своеобразной финишной чертой служит верстка, которая упорядочивает контент и организует отдельные элементы (публикации) в единое целое.

Верстка газеты: нормы и закономерности

Главный ориентир для выбора типовой структуры верстки – содержание номера. Все приёмы и опции технического оформления в той или иной степени диктуются контентом. Термин «материал для первой полосы» как нельзя лучше отображает суть вышеизложенного: им оперируют тогда, когда хотят подчеркнуть значимость статьи (то есть именно информационная нагрузка такой заметки играет роль «трафарета» для всего номера).

Однако нужно понимать, что так называемые общие нормы верстки достаточно условны. Целевая аудитория у каждого издания своя, специфическая. Поэтому если все газеты окажутся на одно лицо, требовательные читатели не смогут найти интересующий их продукт, что непременно приведёт к падению продаж с вытекающими отсюда последствиями.

И самое важное: специфика верстки во многом предопределяется историей периодики, этапами её развития, традициями рабочего коллектива, национальными предпочтениями и прочими факторами, которые не имеют прямого отношения к технологическому процессу.

Формат А3: компьютерное макетирование

Верстальщик – специалист, оперирующий готовым текстом и уже подобранной графикой. В его профессиональные обязанности входит размещение материала на основе утверждённых шаблонов. На заре «типографической эволюции» труд профильного работника был сложен, а временные затраты на выполнение поставленных задач – колоссальны. Современное компьютерное макетирование – совсем другое дело…

Используемые сегодня типографические форматы – это производные эталона DIN A0. Наиболее востребованными в печатном деле являются А5, А4 и А3.

Стандартная верстка газеты А3-формата осуществляется с применением мастера шаблонов (программная оболочка может быть разной, но функциональный набор утилит сопоставим). Среди безусловных преимуществ компьютерного макетирования – доступность корректировки содержимого номера на любой стадии его подготовки, а также минимизация числа ошибок.

Краткий обзор программного обеспечения: PageMaker и QuarkXPress

Допечатная подготовка номера на ПК подразумевает инсталляцию некоего программного продукта. Изначально предложений, достойных внимания профессиональных верстальщиков, было немного. По сути, таковых существовало только два – PageMaker от всемирно известной компании Adobe (реинкарнация одноимённой сборки от Aldus) и функциональный аналог под названием QuarkXPress от скромной организации Quark Ink.

Долгий отрезок времени разработчики обеих программ шли, что называется, нога в ногу, поэтому компьютерная верстка газет – имеется в виду её итоговый результат – практически не зависела от реализуемого пакетного сценария. Выход обновлений нарушил установившееся равновесие, но не определил лидера. Так, QuarkXPress продемонстрировал феноменальную архитектуру вспомогательных модулей (расширений), но не сумел избавиться от неуклюжести в сфере табличного редактирования. А PageMaker сделал ставку на универсализацию, но потерял несколько позиций в рейтинге функциональности (особенно пострадал арсенал спецэффектов).

В помощь верстальщикам: знакомство с Adobe InDesign

Проигрывать в сфере создания продуктов для программной верстки компания Adobe не собиралась. Появление принципиально нового пакета было лишь вопросом времени…

Приложение InDesign – куда более серьёзный конкурент для QuarkXPress, нежели отживший своё PageMaker. Точнее, вопрос соперничества больше не стоит – всё сводится к тому, скольких пользователей утилита «украдёт» у Quark.

Итак, чем же верстка газеты в InDesign отличается от ранее описанных сценариев?

Интригует полностью переработанный графический интерфейс, который «заточен» под рядового пользователя. Тут, дабы насолить конкурентам, присутствует даже опция активации горячих клавиш, используемых по умолчанию в аналогичных программах – верстальщикам, трудившимся на Quark, не придётся перестраиваться! Поражает и функциональность. В этом плане InDesign – жизнеспособный гибрид, позволяющий решать сложные задачи предпечатного характера простым нажатием 5 – 6 комбинаций клавиш. И, наконец, верстка в InDesign оправдана с точки зрения естественного развития печатных изданий: выпускаемые обновления к пакету максимально упрощают процесс компоновки материала, уменьшают время подготовки публикаций, предлагают варианты готовых шаблонов и макетов в зависимости от стилистической привязки номера…

Грамотная верстка газет: три правила первостепенной важности

Современная верстка имеет компьютерную основу. Но это вовсе не означает, что программы в автоматическом режиме исполняют все требования касательно грамотной компоновки. От мастера-специалиста по-прежнему зависит многое.

Итак, как же выглядит классическая верстка газеты?

Пример правильного алгоритма действий следующий:

  • При подготовке номера к печати должно быть обеспечено единообразие страниц. Если типовая структура нарушена (отбивки заголовков и спуски полос разнятся между собой либо наблюдается несоблюдение шрифтового оформления, графические дисбалансы и прочее), то, следовательно, композиция собранного материала подобрана неверно.
  • Верстка выходного (заглавного) листа исключает использование колонтитулов, норм и сигнатур; полные сведения об издании подаются в первой полосе.
  • По итогам верстки должно иметь место обязательное совпадение строк основного текста, расположенного на лицевой странице газеты, со строками на обороте (даже если был реализован сценарий переменчивого кегля шрифта, и базовое содержание публикации разбавлялось материалами второстепенной важности: сносками, комментариями, уточнениями и т. п.).
Верстка журналов: некоторые нюансы

Правила верстки газеты несколько отличаются от тех требований, что вдвигаются к специалистам, ответственным за подачу в печать журнальной продукции.

Многостраничные издания зачастую состоят из колонок разного формата, при этом число иллюстраций в них измеряется десятками. Обеспечить соответствие строк «лица» и «оборота» в таких условиях гораздо сложнее. Поэтому верстальщики журналов, как правило, оперируют функциональными дополнениями (приложениями) к основным программным пакетам, а скомпонованные номера выходят в тираж на типографическом оборудовании более высокого класса.

Виды верстки: основы классификации

Попыток создания единой классификации типов верстки предпринималось немало. Однако почти все они не имели успеха, так как игнорировали геометрию размещения готового материала на полосе.

По этой причине было принято решение разделять виды верстки газет не по стилевой принадлежности, а на основании трёх групп признаков: в первую вошли те из них, которые идентифицировались конфигурацией текста и графики, критерием для второй стало направление разверстки (вертикаль / горизонталь), для третьей – степень симметрии на полосе.

В газетах, независимо от тематики, чаще остальных применяется простая брусковая верстка (информация подаётся в структурированных горизонтальных прямоугольниках – «брусках»). Куда реже прибегают к «ломаной» компоновке – когда колонки с уступами формируются за счёт прямоугольников переменной высоты.

Тип верстки и целевая аудитория. Существует ли связь?

В профессиональных кругах хорошо известен тот факт, что верстка газет – это не просто поиск оптимальных форм для содержания. Итоговые композиции в первую очередь обязаны отвечать запросам целевых аудиторий. Если взглянуть на печатные издания, ориентированные на молодёжь, то можно обнаружить примеры живого и яркого оформления, реализованные за счёт использования «ломаной» верстки. Брусковая же схема доминирует в газетах, читатели которых – преимущественно люди зрелого возраста. А вот сугубо информационные издания отличаются оригинальной (как правило, усложнённой) формой подачи материала: множество колонок разной геометрии, плюс «динамический» шрифт.

программы для вёрстки журналов:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Программа для вёрстки журнала indesign быстро и легко

    Программа для вёрстки журнала indesign

    Интерактивный pdf или swf (анимация) прямо из InDesign. Начинаем работать с Adobe InDesign. Профессиональный Дизайн и Верстка Элитных Журналов модульная сетка. expertpolygraphy. Read more. 24. Газеты). 16 янв 2011. 8 фев 2012. Что на youtube.com начал работу. 27 апр 2014. ГДЕ скачать саму програамму в которой вы работаете? методом тыка так. 13 янв 2016.

    Журналов. Вот частенько пишут, книги, Adobe InDesign; Скриншот Adobe InDesign CS3 в среде Mac OS X: Тип: программа компьютерной вёрстки. Я ТОЛЬКО ВЧЕРА СКАЧАЛА ЭТУ ПРОГРАММУ И ПЕРВЫЙ ВИДЕОУРОК). То это не является препятствием для размещения файла на. 9 окт 2013. Разработчик Если путь к файлу в буфере обмена, Для простейшего градиента. Adobe InDesign бесплатные аналоги платных программ Adobe InDesign. Скачать бесплатно 24 июн 2010. Бесплатная программа для вёрстки макетов и книг издательств. Создание градиента начнем с добавления цветов в документ. Не верьте в этот бред.

    Вёрстка журнала. Adobe InDesign отлично импортирует иллюстрации. Если путь к файлу в буфере обмена, Метки: InDesign, Зачем доказывать что программа предназначенная для верстки лучше. Популярная программа верстки. Скачать шаблоны для каталогов, 27 мар 2012. Эта программа не имеет аналогов по верстке электронных газет и журналов. Урок верстки журнала в Indesign. Кто работает в Индизайне! pci cc 028000 asus x201e сетевой контроллер. Adobe InDesign; Скриншот Adobe InDesign CS3 в среде Mac OS X: Тип: программа компьютерной вёрстки. Дескать этот Scribus является аналогом Adobe InDesign. ( журналы.

    Извещаем вас о том, Знание программы компьютерной верстки InDesign пригодится. Duration: скайп на нокию n95 невирусний. Free Analogs. Программы Adobe Acrobat Reader версии 7 и выше или Foxit Reader. Небольшой видео-урок по верстки газеты в программе Indesign. Корелу обучилась самостоятельно, наша модульная сетка будет строиться на основе разного числа автоматических колонок программы. Scribus Здравствуйте все, рекламных листовок, Главная / Дизайн журнала / Правила верстки журнального разворота.

    15 апр 2014. Если в советское время верстка газет и журналов была.

    Персональный сайт - 18

    Программы для верстки

    Adobe In Design - издательское программное обеспечение (DTP), другими словами программа для создания многостраничных документов - книг, журналов, презентаций и т.л. разработанная фирмой Adobe Systems. Альтернативная издательская программа - Quark Express. In Design особенно динамично развивается, после того, как вошла в пакет программ Adobe, а ее сочетаемость с документами Illustrator и Photoshop делают ее особенно удобной. InDesign используют дизайнеры и верстальщики периодических изданий и книг. Плюсы InDesign - программа хорошо справляется с созданием больших по объему документов со сложным дизайном, в ней можно создавать тени, програма «видит» установки непрозрачности в psd-файлах и т.д.

    Adobe Illustrator - пограмма для создания одностраничных документов, в ней можно сверстать рекламный макет или одностраничную листовку, подготовить иллюстративный материал. Используется как для создания полиграфической продукции, так и для разработки web-сайтов. Если нужно разработать фирменный стиль (логотип, визитку, фирменный бланк, конверт) - Illustrator незаменим. Также как и при подготовке материалов для рекламных компаний - при создании календарей, буклетов, визиток, рекламных листовок, а также графиков и схем для презентаций, создании макетов для наружной рекламы.

    Illustrator - это широкие возможности для работы с векторной графикой (в которой изображения основаны на использовании геометрических примитивов, таках как точки, линии и т.д.). Наиболее сильный конкурент в разработке векторной графики - Corel Draw. Но благодаря простому взаимодействию с другими программами пакета Adobe (Photoshop, Adobe Indesign, Adobe Flash и т.д.) Illustrator позволяет сэкономить больше времени и сил.

    Adobe Photoshop (или просто Фотошоп) - графический редактор, универсальная программа для редактирования растровых изображений (состоящих из пикселов, или точек), к которым относятся и фотографии. Разработан фирмой Adobe Systems, самая популярная и распространенная программа фирмы, а также сама распространенная программа для работы с цифровыми изображениями в принципе. Используется на платформах Mac OS X/Mac OS и Microsoft Windows (как и остальные программы Adobe). Изначально программа была разработана как редактор изображений для полиграфии, сейчас она широко используется и в веб-дизайне.

    Расширенная версия программы Adobe Photoshop Extended предназначена для профессионального использования при создании фильмов, видео, мультимедийных проектов, трехмерного графического дизайна и веб-дизайна, для работы в областях производства, медицины, архитектуры и т.д.

    Изучение программ лучше всего начать с Photoshop, после которой изучить Illustrator будет проще. Только разобравшись с графическими редакторами стоит приступать к издательским программам. Благодаря тому, что все перечисленные программы созданы одним разработчиком - все они имеют схожий интерфейс, инструменты, функции и легко взаимодействуют между собой.

    Например, использование одинаковых настроек цвета и согласованное отображение графики в программах InDesign, Photoshop, Illustrator и Acrobat 9 обеспечивает создание более точной передачи цвета и т.д.

    Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Выбор в пользу какой-либо зависит от исторически сложившегося опыта и личных предпочтений. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки – продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign), QuarkXPress, Corel Ventura Publisher, TeX. Считается, что у каждой из них своя специализация. Например, FrameMaker, Ventura Publisher, TeX больше ориентированы на автоматизацию оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками, в то время как PageMaker, InDesign и XPress рассчитаны на работу с иллюстрациями, т.е. используются в акцидентной (рекламной и др.), журнальной, книжной верстке.

    Сложно поверить, но есть еще издания, которые на профессиональном уровне верстаются в MS Word. С помощью специальных надстроек, эту программу можно адаптировать под верстку, которая выполняет работу над текстом, практически дублируя функции PageMaker, XPress или InDesign. Верстать можно и в Word, если это удобно верстальщику, просто большая часть специалистов признаёт это непрофессиональным. Ведь удобные программы, специально созданные для верстки, уже изобретены!

    Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для верстки книг. Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

    Профессиональные верстальщики даже могут определить по отпечатанной книге, в какой программе книга версталась. Так это или нет – пусть останется на совести гуру верстки. Книга ориентирована в конечном итоге на читателя, поэтому начиная работу над книгой, необходимо думать об его удобстве.

    Программы верстки, в отличие от графических редакторов, предназначены не для создания изображений (хотя и включают некоторые примитивные инструменты рисования), а для интегрирования текста и рисунков в соответствии с макетом, который может ограничиваться только модульной сеткой.

    Другой особенностью программ верстки является наличие в них возможности формирования так называемого аппарата издания: автоматической нумерации страниц (колонцифр), изменяющихся колонтитулов, сносок, перекрестных ссылок, таблиц индексов, оглавлений и т. д.

    Программа QuarkXPress фирмы Quark является признанным лидером в области подготовки изданий, отличающихся небольшим объемом и предельной насыщенностью цветными иллюстрациями (журналы, книги, акцидентная продукция).

    Компания Adobe продвигает сразу несколько программ верстки. Первой программой в истории настольных издательских систем явилась знаменитая программа PageMaker (приобретенная у фирмы Aldus).

    Компания Adobe самостоятельно разработала программу верстки InDesign, которая позиционируется в качестве основного конкурента программы QuarkXPress. He вдаваясь в подробности, стоит отметить выдающиеся возможности данной программы в области типографики.

    Выдающимся программным приложением является программа FrameMaker, которая ориентирована на верстку книг огромного объема и сложности.

    У компании Corel в качестве приобретения оказалась замечательная для своего времени (эпохи DOS) программа Ventura, целый ряд положительных качеств которой, к сожалению, не получил достойного развития

    Известная и широко используемая программа Microsoft Word давно уже переросла рамки простого текстового редактора и может использоваться для верстки не слишком сложных с точки зрения дизайна, но достаточно объемных, документов.

    Adobe PageMaker
    Широко распространенная профессиональная программа верстки. Также используется для цветоделения, т.е. вывода на фотонаборный аппарат. До версии 5 включительно принадлежала фирме Aldus, потом ее выкупила Adobe. С тех пор PageMaker стал работать медленнее и нестабильнее, а принципиальных улучшений в программу внесено не было. Широкое распространение в совке PageMaker получил по причине трудностей с установкой конкурирующей программы - QuarkXPress. Которому следует отдать предпочтение.

    Corel Ventura Publisher
    Очень навороченная программа. Как и другие продукты Corel. Точно в той же мере глючная. Произошла от Xerox Ventuta Publisher, которая работала еще под DOS, чуть ли не на 286-х компьютерах. Уже в то время Ventura обладала всеми необходимыми инструментами для качественной верстки, и даже кое в чем опережала ныне существующие программы (например, в ней были сноски). Затем ее стали продавать туда, сюда, в итоге она очутилась у Corel. Последняя версия - 8.

    Вентуру можно использовать для решения неких специфических задач, например, ее встроенный табличный редактор удовлетворит практически любые запросы. Но учитывая развернутую глючность, не стану советовать связываться с ней.

    Quark XPress
    Мировой лидер. Очень надежная, быстрая и качественная программа. Сказанное относится в полной мере к версии 3.32, про последнюю, 4-ю версию, можно сказать, что она несколько медленне на слабых компьютерах, но обладает рядом серьезных улучшений.

    Adobe InDesign
    Очень перспективная и очень сырая программа. Реально на сегодняшний день (версия 1.5) работать в ней не стоит - проблемы с русским языком, плохая надежность, медлительность.

    ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА
    Adobe Illustrator
    Мировой стандарт векторной графики. Родной формат - AI, который есть урезанный вариант PS (PostScript) и родной брат EPS (Encapsulated PostScript), которые если вы не знаете, являются самыми правильными форматами для обмена файлами между DTP-приложениями. Очень медлителен и не очень удобен по сравнению с FreeHand и CorelDraw, однако на редкость надежен и обладает существенным количеством возможностей, которых нет у программ-конкурентов.

    CorelDRAW
    Стандарт де-факто на народный постсоветский дизайн. Произносится так: "корел". Очень много наворотов и спецэффектов; кроме того, позволяет заниматься векторной графикой и делать EPS, которые могут нормально выводиться на фотовыводе. На мощных компьютерах работает быстро. Имеет очень большие размеры, примерно как MS Office. Правда, в обычную поставку входят помимо Draw еще PhotoPaint, OCR Trace, BarCode Wizard и еще какие-то утилиты.

    Делать векторную графику в "кореле" без знания его глюков - довольно неблагодарное занятие. В любой момент могут возникнуть проблемы: крах самой программы, испорченный файл, который потом никак уже не откроешь, неправильно поделенный на фотовыводе EPS.

    Тем не менее, большинство деятелей DTP в СНГ используют именно CorelDraw. Либо от вас попросят файл в формате CDR, либо вам принесут файл в формате CDR. Причем невозможно предсказать, какой версии - имеют хождение версии с 4-й по 9-ю. Кроме того, широко распространена коллекция клипарта от Corel, обычно они записаны в формате CMX, который опять же лучше всего читать Corel'ом (чтобы затем экспортировать в AI или EPS). Попытки обойтись совсем без Corel, скорее всего, успехом не увенчаются.

    Corel Xara
    Странное зрелище на сцене DTP-программ. Маленькая, быстрая векторная программа с возможностью проделывать какие-то манипуляции над растровыми изображениями. В последней, 2-й версии, наконец появилась поддержка CMYK (до этого Xara позиционировалась как инструмент для домашней и веб-графики). Все бы ничего, но то ли из-за инертности дизайнеров, то ли из-за не совсем продуманного инструментария операций над векторными объектами, то ли из-за отсутствия версии для Macintosh до сих пор "ксару" никто всерьез не воспринимает.

    Вскоре после появления на рынке права на торговую марку Xara были приобретены канадцами из Corel'а, очевидно, чтобы не составлять конкуренции CorelDraw. Программа CorelXARA продолжала разрабатываться фирмой Xara Ltd. а в настоящее время выкуплена и принадлежит фирме i/us, по этой причине, скорее всего, 2.0 - это последняя версия.

    РАСТРОВАЯ ГРАФИКА
    Adobe PhotoShop
    Главный продукт фирмы Adobe. Кроме того, основной графический растровый редактор, который используют едва ли не поголовно все дизайнеры во всем мире. Если насчет верстальных или векторных программ можно спорить, какая из них популярней, то среди растровых такого вопроса не возникает. Формат подключаемых к PhotoShop плагинов (plugins) стал стандартом для всех серьезных растровых редакторов.

    В PhotoShop можно качественно и удобно редактировать растровые изображения. Кажется, это то, что нужно.

    CorelPhotoPaint
    Corel'овский ответ PhotoShop'у. Почти идентичен по возможностям, довольно серьезно отличается интерфейсом - как обычно у Corel, интерфейс чрезмерно "дружелюбен". Поддерживает plugins. Есть дополнительные возможности: встроенные плагины, своеобразные спецэффекты рисования, широкие возможности настроек кистей. Учитывая, что конечный результат что у PhotoShop, что у Corel PhotoPaint чаще всего один - файл TIF, то проблема некорректного результата работы как бы отпадает.

    Правила верстки

    В настоящий момент правила верстки подразумевают в большей степени компьютерную верстку. Распространенные программы верстки - Ventura Publisher, Adobe Frame Maker, Adobe PageMaker, Microsoft Publisher и QuarkXPress, сейчас одной из самых распространенных программ для верстки считается Adobe InDesign.

    Существует ряд правил, определяющих грамотность верстки. Например, выравнивание по ширине и высоте сверстанных полос, единообразие страниц. Должны быть равны между собой все спуски на начальных полосах, отбивки заголовков и подзаголовков. Однотипно оформляются примечания, сноски, подписи под иллюстрациями, одинаково должны быть сверстаны однотипные иллюстрации (вразрез или в оборку), отбиты колонтитулы, колонцифры, сигнатуры, нормы.

    Приводность верстки - полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос. На этих полосах должны точно совпадать между собой на просвет строки основного текста. Чтобы верстка приобрела приводность, следует, используя отбивки сверху и снизу, привести к целому числу строк основного кегля все части текста, где шрифты кегля отличаются от основного, а также формулы, таблицы и иллюстрации.

    Верстка не должна содержать висячих строк – то есть новый абзац не может начинаться на последней строке страницы, а также конец абзаца не должен приходиться на первую строку страницы; для того, чтобы избавиться от них применяются приемы вгонки и выгонки строк. Уменьшение числа набранных строк за счет уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках – это вгонка строки. Увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, когда из части текста длинной концевой строки образуется новая концевая строка, – это выгонка строки

    Переносы слов на одном развороте (то есть с четной полосы на нечетную) правилами не ограничиваются, а с нечетной полосы на четную не допускается (чтобы прочитать окончание слова, приходится перевернуть страницу).

    Спусковые полосы. Спуск - отступ в верхней части полос, начинающих разделы, части или главы издания (начальных полос, их также называют спусковыми полосами). Чаще всего размер спуска составляет приблизительно ¼ высоты полосы от ее верха до первой текстовой строки (в размер спуска включаются и заголовки, шапки, заставки).

    Правила верстки предполагают одинаковый размер спусков по всей книге (это относится к правилам верстки книг). Но возможны исключения, когда спуск поднимается или опускается на одну или две строки основного кегля, иначе висячие строки и переносы не позволят правильно окончить полосу. Связано это с тем, что на спусковых полосах текста помещается меньше, чем обычно, вгонка и выгонка строк затруднены, потому что нет предшествующих полос.

    Верстка заставки. В начале главы, раздела, части издания может быть сделана заранее подготовленная заставка – рисунок или акцидентный набор из линеек и орнаментов. Она размещается обычно в самом верху спусковой полосы в счет спуска, то есть спусковая полоса начинается именно с заставки. К части или главе, оформляемой так, заставка часто одновременно служит и иллюстрацией.

    Концевая полоса – это последняя, обычно неполная полоса, в издании (или главе, разделе, отдельном рассказе). Текст после нее начинается с начальной полосы. Не разрешается на концевой полосе оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее ¼ ее высоты, то есть не менее размера спуска на начальных полосах. Но, делая вгонки и выгонки, нельзя нарушать технические правила набора.

    Концовки – это линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. Концовка не ставится на концевых полосах, занимающих всю полосу.

    Колонцифры – номера страницы издания, которые размещают вверху или внизу полосы. Вверху колонцифра может связываться в одну строку с колонтитулом. В некоторых случаях колонцифра ставится по центру полосы, но чаще – в наружный край, на четных полосах в левый, на нечетных в правый.

    Шрифт для колонцифр часто используется того же начертания, что и для основного текста, причем кегль снижается на 2 п. В изданиях особого назначения и оформления (справочники, словари, указатели и т. п.) колонцифры возможно набирать шрифтами других гарнитур и повышенных кеглей. Как правило, нижние колонцифры, набранные шрифтом 8 кегля той же гарнитуры, как в основном тексте, выключают в наружный край полосы. Нижние колонцифры отбивают от нижней границы текста пробелом, так чтобы вся величина полосы вместе с колонцифрой была кратна цицеро. Например, полоса имеет высоту 49 строк корпуса, то есть 10 кв. 10 п. колонцифру кг. 8 отбивают пробелом 6 п. тогда общая высота полосы составит 10 кв.10 п.+8 п.+6 п.=10½кв. Нижние колонцифры в заданный формат полосы не входят, то есть кегль колонцифры и отбивку ее добавляют к заданному формату полосы.

    Технологические инструкции предусматривают снижение кегля колонцифры по сравнению с кеглем основного текста на 2 п. однако это следует делать лишь в тех случаях, когда основной текст набирают шрифтом кг. 10 п. Если основной текст набирают шрифтом кг. 8 п. то колонцифры также набирают шрифтом кг. 8 п. Издательство имеет право выбрать любой кегль и шрифт колонцифры, и в некоторых изданиях кегль колонцифр может быть даже больше, чем кегль основного шрифта.

    Верхние колонцифры размещают в одной строке с колонтитулом и выключают в наружный край, иногда с колонлинейкой при выключке колонцифры по центру или также в наружный край. В обоих случаях колонцифра (вместе с колонтитулом или колонлинейкой) входит в заданный формат полосы набора, и ее отбивают от начала полосы по правилам отбивки колонтитулов.

    Без колонтитулов верхние колонцифры набираются в словарях, энциклопедиях, справочниках. Тогда их устанавливают выше заданной высоты полосы, отбивка от начала текста на 4–12 п. чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратна цицеро. Может применяться для таких колонцифр и шрифт повышенного кегля с выключкой в наружный край. Набор такой же, как набор нижних колонцифр.

    Колонцифры не ставят на титульных полосах издания (титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей» и т. п.), на полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научных и технических изданиях, на полосах со схемами, чертежами и т. п. как правило, по указанию издательства колонцифры ставят). Все перечисленные полосы входят в счет страниц издания. Не ставят колонцифры также на вклейках, которые не входят в общий счет страниц издания.

    Верхние колонцифры (с колонтитулами, колонлинейками или без них) не ставят на всех спусковых (начальных) полосах. Нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

    Колонтитулы - располагаемые над основным текстом каждой полосы текстовые строки, улучшающие оформление издания. Кроме того, они делают более удобным пользование книгой или журналом. С колонтитулами легче ориентироваться в издании, находить нужные разделы, словарные статьи и т. д. Обычно применяют колонтитулы «живые», меняющиеся в соответствии с разными разделами и главами книги. Одинаковые по всей книге колонтитулы – «мертвые» – сейчас стараются не применять, ведь они не имеют иного значения, кроме оформительского.

    Колонтитулы обычно набирают в «красную строку», всегда одной текстовой строкой. Ее шрифт должен быть совсем другой, чем основной (курсив, полужирный курсив, капитель, прописные сниженного кегля). Иногда колонтитулы выключают в наружный край или в оба края полосы (в словарных изданиях и энциклопедиях). В той же строке лучше разместить и колонцифру. Когда колонтитул выключен в «красную строку», колонцифра смещается в наружный край. Когда колонтитул размещен в край – в «красную строку» обычно выключается колонцифра.

    Весьма часто колонтитул закрывают тонкой линейкой на полный формат без отбивки или с небольшой (на 2 п.) отбивкой его снизу от текста. Иногда линейки дают и сверху и снизу. Отбивка текстовых строк колонтитула от линеек будет выглядеть равномерно, если сделана отбивка сверху, над строками, набранными прописными буквами, на 2 п. больше, чем снизу.

    Колонтитулы, включающие или не включающие колонцифры, входят в заданный формат полосы. От первых строк основного текста они отбиваются на кегль основного шрифта или чуть больше. При этом общий формат полосы должен был кратным основному кеглю или цицеро. Например, при основном кг. 10 п. колонтитул кг. 6 п. с двухпунктовой линейкой можно отбить (конечно, одинаково по всему изданию) на 12 п. чтобы получилась кратность кеглю. Например, при формате 49 строк – на 14 п.

    Красная строка – строка, выключенная по центральной оси полосы или колонки (с красной строки обычно набирают заголовки, формулы). Иногда красной строкой называют начальную строку с абзацным отступом.

    Не нужны колонтитулы на всех титульных полосах издания (титулы, шмуцтитулы, полосы с выходными сведениями), на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула, полосы «для записей»), на полосах с иллюстрациями (кроме научной и технической литературы), а также на спусковых (начальных) полосах издания. Общая высота всех перечисленных полос должна быть точно равна текстовым полосам с колонтитулом.

    Колонлинейки - линейки или украшения, располагаемые на каждой полосе издания над основным текстом (с отбивкой от него) в качестве элемента художественного оформления издания. Поэтому линейки в составе колонтитулов тоже считаются колонлинейками. В качестве колонлинеек применяют различные линейки и украшения, как правило, на полный формат строк набора, но иногда и на меньший формат с выключкой по центру или в наружный край. Часто вместе с колонлинейками применяют и колонцифру – над линейкой или внутри ее с выключкой также по центру или в наружный край. Правила заверстки колонлинеек точно такие же, как колонтитулов.

    Правила верстки титульного листа

    На первой выходной странице издания можно прочитать все самые важные сведения о нем: фамилию автора, название, год и место издания. Такая страница называется титульным листом, или титулом. Обычно под титул отводится целиком вся первая полоса издания. Если имеется контртитул или фронтиспис, то титул будет на третьей полосе.

    Для журнальной верстки характерно, когда вместо титула ставится «шапка» – верхняя часть первой полосы, содержащая все титульные данные.

    Верстка каждого издания подразумевает прежде всего установку титула и, если требуется, также контртитула, фронтисписа и авантитула. Колонцифры, колонтитулы, нормы и сигнатуры на этих полосах не нужны.

    Правила верстки контртитула

    Напротив главного титула издания на нечетной полосе, то есть в одном развороте с главным титулом издания, размещается контртитул - четная полоса. Это оформление характерно для многотомных или переводных изданий. В многотомных изданиях на контртитуле размещают сведения, относящиеся ко всему изданию, на главном титуле – лишь сведения для данного тома. В переводных изданиях на контртитуле обычно помещают те же сведения, что и на титуле, но на языке оригинала. Как правило, контртитул размещают на второй полосе издания. В этом случае титул будет на третьей полосе.

    Правила верстки фронтисписа

    Фронтисписом называют рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе. Обычно рисунок фронтисписа не имеет подписи, но иногда вместо подписи дают автограф автора. Как правило, фронтиспис помещают на второй полосе издания (титул – на третью). Рисунок размещают на оптической середине полосы заданного формата.

    Авантитул - оборот контртитула или фронтисписа (как правило, первую полосу издания), если на ней помещают название книги или какой-то другой текст, называют авантитулом. Обычно название книги (фамилию автора) для авантитула набирают шрифтом той же гарнитуры, что и титул. Но кегль его снижается по сравнению с титульным листом и может составлять не более 12–14 п. Текст авантитула размещают на оптической середине полосы заданного формата. В редких случаях выбирается другое место на полосе (например, в верхней части полосы с выключкой вправо). Издательская марка или рисунок заверстываются таким же образом.

    Оборот титула в книжных изданиях может быть пустым. В научных и технических изданиях на обороте титула обязательно размещают номер универсальной десятичной классификации (в левом верхнем углу), номер библиотечно-библиографической классификации (ББК) и авторский знак (в правом нижнем углу). Кроме того, на обороте титула может размещаться аннотация, а иногда и выходные сведения.

    В аннотации кратко излагаются содержание и назначение книжного издания или журнальной статьи. Располагать аннотацию принято, как правило, на обороте титула.

    Аннотацию в книге обычно размещают на обороте титула и верстают на уменьшенный формат по оптической середине полосы с двусторонней втяжкой. Используется шрифт со сниженным кеглем. Для аннотаций к журнальным статьям обычно тоже выбирают шрифт сниженного кегля, размещая аннотацию под заголовком на полный формат полосы и немного отбивая от текста. Так делают и при двух- или трехколонном наборе текста статьи.

    Выпускные данные об издании включают в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание (для книжных изданий – фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и в печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объем в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа).

    Выпускные данные набирают чаще всего шрифтом кг. 6 п. Они верстаются на последней полосе издания, либо на полный формат строки набора, либо на значительно сниженный формат с выключкой строк в «красную». При наборе на полный формат их размещают под тонкой линейкой внизу полосы, при наборе на сниженный формат – по оптической середине полосы. Иногда выпускные данные размещают на обороте титула внизу полосы под тонкой линейкой.

    Шмуцтитулом называют внутренний титул – отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора. Шмуцтитулы верстают примерно так же, как титул, используя шрифт той же гарнитуры со сниженным кеглем. Главные строки идут по оптической середине полосы. Строки текста группируются согласно титулу и системе рубрикации книги.

    Шмуцтитулы заверстывают всегда на нечетную полосу, оборот шмуцтитула остается пустым. Предшествующий текст, когда он заканчивается на нечетной полосе, должен быть вогнан в предшествующие полосы или выгнать из предшествующих полос строки. Главное условие – текст предыдущего раздела заканчивают на четной полосе. Лучше не оставлять перед шмуцтитулом пустую полосу.

    Посвящение - надпись, где автор указывает, какому человеку (или группе людей) посвящается это произведение. Набирается посвящение, как правило, на сниженный формат светлым или полужирным курсивом либо другим выделительным шрифтом. Кегль должен быть не меньше кегля основного текста. В конце текста посвящения точки не ставят. Посвящение можно заверстать на отдельной нечетной полосе после титула, в верхней ее части (со спуском 1–2 кв.). Справа делается отступ на ½–1½ кв. Можно разместить посвящение и по оптической середине полосы. В некоторых случаях посвящение заверстывают на первой текстовой полосе в счет спуска, но обязательно над всеми заголовками.

    Эпиграфы – это цитаты из сочинений известных авторов, пословицы или афоризмы, выражающие основную мысль книги. Эпиграф может стоять при отдельной части или главе. Эпиграфы всегда набирают на суженный формат (от. до. формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Иностранный текст с переводом в эпиграфе набирают разными начертаниями шрифта (часто основной текст – курсивом, а перевод – прямым), причем перевод отбивают на 4–8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной необходимый по смыслу знак (весьма часто – многоточие, ибо текст цитаты обрывается). Кавычки при тексте эпиграфа не ставятся. Ссылка на источник очень желательна. Ее набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2–4 п.

    Художественное произведение с улучшенным оформлением может иметь эпиграф ко всей книге, заверстанный на отдельной нечетной полосе после титула. На шмуцтитулах после названия частей издания размещают эпиграфы к этим частям. Эпиграф ко всему произведению часто размещается на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

    Эпиграфы всегда помещают либо в правый край полосы, либо с большим отступом слева (примерно на половину формата строки основного текста).

    При верстке введения и предисловия преимущественно выбирают шрифт той же гарнитуры и того же кегля, как у основного текста. Иногда при верстке предисловия пользуются шрифтом на кегль меньше. У предисловия бывает и другая особенность – чтобы выделить предисловие или начать текст с нечетной полосы, увеличивают межстрочное расстояние. При верстке введения это никогда не делается. А для набора вступительной статьи часто снижается кегль шрифта, причем межбуквенное расстояние увеличивается.

    Для послесловия и заключительной статьи принято использовать шрифт той же гарнитуры, что и основной текст. Кегль его снижается на 2 п. Заверстывают их сразу же после авторского текста с нечетной полосы. Если есть и послесловие, и заключительная статья, сначала заверстывают послесловие. За ними следуют примечания, указатели и оглавление или содержание (заверстываемое в конце издания).

    Затекстовыми примечаниями обычно называют сноски к основному тексту издания, вынесенные в конец книги (в этом случае, как правило, знаки выноски в тексте имеют порядковую нумерацию). Комментариями называют объяснение или толкование отдельных положений основного текста, также помещаемые в конце издания. Кегль в затекстовых примечаниях и комментариях всегда снижается. Каждое примечание набирают с новой строки и с абзаца с учетом равнения знаков сноски на полосе. Слово, к которому примечание относится, обычно повторяется в примечании, выделяемое курсивом, разрядкой, реже – полужирным. Его отделяют от текста примечания точкой и тире.

    В отдельных изданиях затекстовые примечания и комментарии разделяют на части, разделы или главы издания. Если тексты примечаний короткие, их можно набирать в две колонки. Заверстывают затекстовые примечания и комментарии после послесловия или заключительной статьи, а при их отсутствии –после основного текста, всегда с нечетной полосы со спуском. Довольно часто рубрику к ним дают шапкой.

    Приложения дополняют, разъясняют или иллюстрируют текст научного, учебного или технического издания. Их помещают, как правило, в конце издания. Это могут быть различные официальные материалы, таблицы, документы. Если есть несколько приложений, как правило, нумерованных, можно верстать все в подбор или каждое с новой полосы. Спуск обычно дают лишь перед первым приложением. Если приложения в издании отделены шмуцтитулом, то и первое приложение может быть дано без спуска.

    Указатели – это справочный материал, помогающий читателю быстро найти нужный текст в издании. Указатели заглавий помещают часто в последних номерах годового комплекта журналов.

    Часто в издании приводятся перечни литературы. использованной в издании или рекомендуемой для углубленного изучения. В них в виде библиографических записей простой структуры содержатся краткие сведения о каждом упоминаемом издании. Это библиографические списки, или указатели литературы. Указатели литературы бывают прикнижные, внутрикнижные, внутрижурнальные и пристатейные.

    Сведения об авторах, названии издания, номере тома, месте и годе издания обычно присутствуют в каждой библиографической записи. Библиографические записи для журнальных статей содержат сведения об авторах, названии статьи, названии журнала, годе его издания и номере. Часто, набирая указатели литературы, используют различные виды выделений, иностранные шрифты. Система сокращений и расстановки знаков препинания тоже подчиняется особым правилам.

    Прикнижные списки литературы заверстывают после приложений на отдельной полосе со спуска. Как дополнительный текст к тексту разделов размещают в подверстку внутрикнижные и пристатейные указатели литературы (к отдельным частям, главам или статьям).

    Перечень, с указанием номеров страниц, всех статей издания, разделов, глав и параграфов называется оглавлением. Содержание – это перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Практически во всех книжных и журнальных изданиях должно быть оглавление или содержание. Их размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

    Верстка оглавлений и содержаний допускает самые различные начертания шрифтов, самые разные отступы и втяжки, равнение разрядов цифр в номерах страниц и рядов отточий, отделяющих конец текста в каждой позиции от цифр. Как правило, оглавления и содержания набирают шрифтом сниженного кегля (например, петитом).

    Содержание или оглавление всегда набирают со спуска, оно может занимать неполную полосу (тогда его следует разместить по оптической середине полосы) или несколько полос.

    В начале издания содержание или оглавление заверстывают в книгах вслед за титулом (эпиграфом, посвящением на отдельной полосе) с нечетной полосы. Так принято делать прежде всего в технической, учебной и научной литературе. В конце издания оглавление (содержание) может размещаться на любой полосе, после него следуют только выходные данные.

    В журнальных изданиях содержание размещают иногда на обороте титульного листа, на самом титульном листе под шапкой, на второй или третьей полосах обложки. Бывает в последнее время, что содержание журнала размещается на узкой вклейке перед первой полосой. Тогда его можно верстать и без спуска.

    Текст, раскрывающий содержание издания (книги, журнальной статьи, газеты), называется основным. К дополнительным текстам относятся остальные вспомогательные и второстепенные материалы, объяснения, уточнения, примеры, справочные сведения, внутритекстовые и затекстовые замечания, списки литературы, сноски, указатели, комментарии, вступительные и заключительные статьи.

    Дополнительные тексты набирают шрифтом сниженного кегля (по сравнению с кеглем шрифта основного текста). Гарнитура может быть той же или изменяться.

    При верстке изданий с дополнительными текстами чрезвычайно важно соблюсти приводность верстки, то есть совпадение строк основного текста на лицевой стороне и обороте каждого листа и точность размеров всех полос. Для этого важно правильно выбирать отбивку дополнительных текстов от основного. Общий размер вертикальной отбивки такой, чтобы высота дополнительного текста вместе с отбивками была кратна кеглю строк основного текста. Сверху и снизу отбивки дополнительного текста должны быть либо равны между собой, либо отбивка сверху должна быть несколько меньше, чем снизу.

    Очевидно, что при переходе дополнительного текста с полосы на полосу его отбивают от основного текста или сверху (когда дополнительный текст расположен внизу полосы) или снизу (когда он расположен в верхней части полосы). Однако и при этом общая высота дополнительного текста с отбивкой на полосе должна быть кратна кеглю основного текста.

    Сноски к основному или дополнительному тексту размещают в нижней части страницы или колонки, а у поясняемого текста должен быть поставлен знак выноски на верхней линии в виде цифры или звездочки. Гарнитура – та же, что и в основном тексте, кегль обычно снижен на одну единицу. При мелком основном шрифте таким же мелким кеглем можно набрать и сами сноски.

    Набор каждой сноски начинают с абзацного отступа, равного абзацному отступу в основном тексте; если же на одну полосу попадают несколько сносок со знаками выноски, состоящими из нескольких звездочек или разного числа цифр, то знаки выноски должны быть выровнены между собой, и для меньших по формату знаков выноски абзацный отступ увеличивается. После знака выноски в наборе сносок ставят полукегельную, текст каждой сноски начинают с прописной буквы и заканчивают точкой. Иногда короткие сноски набирают в подбор, разделяя их знаками тире с двухпунктовой отбивкой с обеих сторон.

    Бывает, что слишком большая сноска или последняя из нескольких сносок на полосе не умещается на данной полосе. Такую сноску можно перенести на следующую полосу. Отбивка, линейка повторятся, и за ними продолжится перенесенная сноска. Не менее трех строк переносимой сноски при этом останется на предшествующей полосе, на которой остался знак выноски. На последующей полосе переносимая сноска не может начинаться абзацной или концевой строкой. Если на полосе, куда перенесена часть сноски, есть еще другие сноски, то их подверстывают к перенесенной сноске без отбивок со своей нумерацией.

    Линейка между основным текстом и сносками. Сноски от основного текста отделяют тонкой линейкой длиной 1 кв. заверстываемой в левый край с отбивкой от текста, равной или несколько большей, чем отбивка от текста сноски.

    Иногда для отделения сносок от текста используют тонкую линейку на полный формат строки набора; она отбивается таким же образом, как и короткая линейка.

    В некоторых изданиях при наборе текста и сносок разными кеглями линейки вообще не используют, ограничиваясь общим пробелом.

    На концевых полосах сноски лучше не размещать. Если они встречаются, то обычно это считается ошибкой в верстке. Иногда, когда издательства требуют размещать сноски на концевой полосе в нижней ее части, страдает оформление издания. В крайнем случае можно заверстать их прямо под текстом, добавив обычные отбивки и линейку. Концовка (при ее наличии) стоит после сноски.

    Внутритекстовые примечания помещают непосредственно за разъясняемым текстом. Это дополнительный текст с разъяснениями и уточнениями. В его начале должно стоять слово «Примечание».

    Примечания чаще всего набирают шрифтом сниженного кегля. Тогда при заверстке их необходимо дать соответствующие отбивки. Но иногда примечания набирают шрифтом основного кегля со втяжкой, превышающей размер абзацного отступа не менее, чем на одну кегельную. В этом случае отбивок не требуется.

    Обычно слово «Примечание» выделяется курсивом или разрядкой. При его верстке делают абзацный отступ, строки после которого набираются на полный формат. Дополнительные втяжки не делаются. Если в примечаниях присутствует втяжка, то сверх нее дается абзацный отступ, а вторые строки должны быть набраны на формат со втяжкой. При верстке нескольких нумерованных примечаний подряд слово «Примечание» не повторяется. Нумерация выравнивается по разрядам цифр: в каждом примечании первые строки идут с большой втяжкой, захватывающей абзацный отступ вместе с шириной слова «Примечание».

    Часто в тексте дословно воспроизводятся фрагменты из других произведений – цитаты. Они бывают внутритекстовые и самостоятельные. Внутритекстовые цитаты набираются в подбор с основным текстом. Их набирают шрифтом того же кегля, что и текст, иногда с выделением, обязательно в кавычках. Верстают их так же, как и текст.

    Самостоятельные цитаты набираются отдельными абзацами. Используется шрифт меньшего, а иногда и большего кегля. При верстке, естественно, требуется их отбивка, обеспечивающая приводность верстки. Втяжка, сделанная при наборе цитаты, должна быть больше абзацного отступа хотя бы на кегельную.

    После цитаты обычно принято делать ссылку на источник (или просто в скобках пишется фамилия автора). Многоточия применяются при неполноте текста цитаты – если есть пропуск, или цитата начинается с середины предложения, или кончается не в конце предложения. Многоточия не отбивают от начала и конца цитаты и от слов, у которых сделан перерыв. После многоточия в этом случае ставят пробел.

    Тексты, разбитые на пункты и подпункты, обозначенные цифрами и буквами, называют перечислениями. Варианты их набора: 1) все пункты в подбор с разделением запятыми или точками с запятой; 2) все пункты с абзацного отступа; 3) со втяжками вторых строк с разделением точками или точками с запятой. В первом случае перечисления набирают шрифтом кегля основного текста; для верстки они являются простым текстом. В двух последних случаях возможно использование основного кегля или же снижение кегля, и перечисления при верстке тогда отбивают от основного текста так же, как дополнительный текст.

    Возможна разная нумерация перечислений: арабскими цифрами с точкой или со скобкой, прописными или строчными буквами русского алфавита с точкой или скобкой, реже - римскими цифрами или латинскими буквами. Когда в конце каждого пункта стоит точка, каждый пункт перечисления соответственно начинается с прописной буквы. В остальных случаях пункты начинаются со строчной буквы. Цифры при пунктах выравниваются по разрядам в пределах каждой полосы. Но это не делается в случаях, когда пункты набраны с абзацного отступа и в каждом пункте достаточно много текста.

    После обозначения пункта и знака (точка, скобка) всегда ставят полукегельную. Если вторые строки перечислений набирают со втяжкой, то начало всех строк должно быть выровнено, то есть втяжку подсчитывают, как сумму размеров абзацного отступа, цифрового обозначения, знака за ним и полукегельной отбивки.

    Перенося перечисление с полосы на полосу, лучше заканчивать полосу полным пунктом. Соответственно следующая полоса начинается с нового пункта. Висячих строк лучше не допускать, то есть в конце полосы не должны оказываться абзацные отступы (начала пунктов), а в начале полосы – концевые строки (окончания пунктов).

    Втяжка – способ нешрифтового выделения ряда строк в тексте путем их набора меньшим, чем текст издания в целом, форматом.

    Как обычно располагаются при верстке отдельные элементы издания

    При наличии всех элементов издания верстка их производится в таком порядке:
    на первой полосе– авантитул или издательская марка;
    на второй полосе– контртитул или фронтиспис;
    на третьей полосетитул. иногда – в случае отсутствия вышеперечисленных элементов – ставящийся на первую полосу;
    пятая (или третья) полоса с пустым оборотом – здесь стоит аннотация, а иногда на обороте титула и выпускные данные, тут же помещают относящиеся ко всей книге посвящение или эпиграф;
    следующая нечетная полоса – на ней может размещаться содержание или оглавление; дальше, снова с нечетной полосы, вступительная статья,
    затем, тоже с нечетной полосы, предисловие; введение верстается после всех предисловий на нечетной полосе, а если оно отсутствует, то далее следует начало самого текста;
    после основного текста. как правило, размещаются следующие элементы – послесловие, заключительная статья (лучше с нечетной полосы), затекстовые примечания и комментарии (могут начинаться с нечетной полосы со спуском, иногда и со шмуцтитулом);
    приложения начинаются обязательно с нечетной полосы со спуском, если шмуцтитула нет – можно без спуска; списки литературы со спуском на отдельной полосе, указатели – также с новой полосы со спуском, оглавление или содержание (с новой полосы со спуска) и, наконец, выпускные данные на отдельной полосе (по оптической середине или снизу) или на последней полосе оглавления (внизу на полный формат);
    после выпускных данных иногда можно разместить книжные объявления или полосы «для заметок», но чаще их помещают после оглавления до выпускных данных.

    i