Софт

мужские голоса в музыке

Рейтинг: 4.2/5.0 (483 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Диапазон голоса

Обсуждения

Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого — две октавы, а иногда и более.
В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). В образовании звука главную роль играют поперечные колебания голосовых складок — внутри и снаружи. Именно они в полном объеме имеют место при грудном регистре. При фальцетном регистре голосовые складки расслабляются, колеблются лишь их края; голосовая щель закрыта не полностью, имеет эллипсоидную форму. Фальцет (от итальянского слова falso — ложный) — способ формирования высоких звуков, превышающих по частоте естественный грудной регистр.
Высота голоса человека зависит в основном от частоты колебаний голосовых складок, а это в свою очередь зависит от их длины, ширины, упругости и натяжения.
Сила голоса находится в прямой зависимости от величины воздушного давления в подголосовой полости, степени напряжения голосовых складок и определяется амплитудой их колебаний.
Тембр, или окраска, — важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Характеризуя тембр, обычно определяют его как "приятный", "мелодический", "металлический", "глухой", "мягкий" и т. д. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам — обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны "надставной трубы"). При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов. К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса. Подвижной тип резонаторов обеспечивает возможность изменения тембра в процессе пения или речи и наряду с изменением высоты и силы голоса используется для выражения эмоций певцом, драматическим актером, лектором. Хотя тембр в значительной мере природное качество, однако он может быть улучшен посредством специальных упражнений для голоса.
Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голосов выделяют определенные подвиды. При установлении вида певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные и широкие они у баса (длина 24—25 мм, ширина 3—4 мм), самые короткие и узкие у сопрано (длина 14—19 мм, ширина 1,5—2 мм)
.
Бас — самый низкий мужской голос с диапазоном от F ("фа" большой октавы) до f1 ("фа" первой октавы). Он подразделяется на два подвида — низкий, или центральный бас (basso profundo) и высокий, или певучий бас (basso contante). Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Basso contante более подвижен, у него звучные верхние ноты, яркий центральный участок диапазона.

Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А ("ля" большой октавы) до а1 ("ля" первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический. У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны. Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких.

Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от c ("до" малой октавы) до с-2 ("до" второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара.

Женские певческие голоса подразделяются на три вида: контральто, меццо-сопрано, сопрано.

Контральто — самый низкий из женских голосов, его диапазон f ("фа" малой октавы) — f2 ("фа" второй октавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос.

Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано, диапазон от а ("ля" малой октавы) до а2 ("ля" второй октавы), характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами.

Сопрано — самый высокий женский голос с диапазоном с1 ("до" первой октавы) — с3 ("до" третьей октавы). Его основные подвиды: драматическое, лирическое и колоратурное сопрано. Драматическое сопрано отличается мощным звуком на всем диапазоне, особенно сильные верхние ноты; на низких нотах напоминает меццо-сопрано. Лирическое сопрано по силе уступает драматическому, но в звуке больше мягкости, теплоты, задушевности. Колоратурное сопрано — голос подвижный, гибкий, со свободными верхами, легко удаются украшения вокальной партии — виртуозные пассажи и мелизмы.

Детский певческий голос подразделяется на низкий — альт и высокий — дискант.
Диапазон альта от а ("ля" малой октавы) до е2 ("ми" второй октавы), дисканта — от с1 ("дой первой октавы) до g2 ("соль" второй октавы). Детские певческие голоса отличаются мягкостью, "серебристостью" звучания, ограниченностью силы звука. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) звукообразование, к 13 годам — и грудное. У мальчиков в 14—16 лет, а у девочек в 12—14 лет в связи с половым созреванием голос претерпевает мутацию, изменяются его высота, сила и тембр. Во время мутации у мальчиков голос понижается на октаву, у девочек — на 2 тона. Во время мутации не следует кричать громко и долго читать вслух. Занятия пением при спокойно протекающей мутации голоса допустимы, но с использованием ограниченного диапазона и непродолжительные по времени — до получаса в день. Если же мутация протекает неблагоприятно (с выраженной охриплостью, быстрой утомляемостью голоса, сокращением его диапазона), пение должно быть прекращено.

мужские голоса в музыке:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Какие бывают голоса

    Какие бывают голоса

    С помощью голоса человек может воспроизвести большое количество разнообразных звуков. Он может выражать эмоциональное состояние: радость, злость, удивление. С помощью голосовых складок, их способности сжиматься и растягиваться, человек может менять интенсивность прохождения потока воздуха, в результате получаются различные по тембру, высоте звуки.

    Человеческие голоса бывают мужскими, женскими, а также детскими, и каждый из них особенный. Никогда нельзя встретить два одинаковых голоса, каждый обладает своей уникальностью, как отпечатки пальцев человека.

    Диапазоны голосов

    Голоса могут быть различными по высоте – высокими и низкими; по тембру – мягкими, грубыми; громкими и тихими.

    Голоса различных типов отличаются тесситурой – участком диапазона, в котором голос звучит наиболее приятно и легко. Каждый исполняющий произведение певец поет в своей тесситуре, хотя непродолжительное время может петь во всех тесситурах.

    Различают женские диапазоны:
    - альт – женский голос этого диапазона очень часто называют контральто, он низкий, но выше чем мужской;
    - меццо-сопрано – средний голос;
    - сопрано – очень подвижный, высокий, ему удается воспроизводить звуки, похожие на трель.

    У мужчин диапазоны следующие:
    - бас – самый низкий, очень часто голос такого диапазона можно встретить в церковном хоре России;
    - баритон – средний по высоте, большинство мужчин молодого возраста обладают этим диапазоном;
    - тенор – высокий мужской голос, называемый «королевским», певцы с таким диапазоном очень ценятся во всем мире.

    Детские голоса подразделяют на два диапазона: альт и сопрано (дискант), аналогичные женским голосам.

    Регистры голосов

    В каждом голосе человека можно выделить несколько регистров: грудной – низкий, средний – грудо-головной, а также высокий – головной. У голоса определенного типа существуют переходные ноты между регистрами, которые не всегда звучат приятно и гладко.

    Выделяют лирические и драматические подвиды голосов. Лирические виды успешно воспроизводят звуки высоких регистров. Таким голосам подходят нежные, задумчивые и печальные произведения.

    Драматические голоса, звуки нижних регистров воспроизводят легче и мелодичнее. Их исполняют партии произведений, где необходимо показать бурю эмоций, страсть и силу.

    Также можно встретить человека, обладающего лирико-драматическим голосом. Такие люди с легкостью могут воспроизводить звуки и нижних и высоких регистров.

    Существуют результаты наблюдений, что низкий и более грудной голос характерен для полных, с избыточной массой тела людей, а высокие голоса - у стройных и худощавого телосложения людей.

    Певческие голоса - это

    Певческие голоса это:

    Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

    Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения [1] .

    Основные вокальные диапазоны

    Лирический (di grazia )

    Драматический (di forza )


    Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов  — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом ).

    Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

    Интересные факты

    По словам Владимира Маторина. в оперном мире существует поговорка: «Басы — пьяницы, баритоны — бабники, тенора — дураки!» [3]

    Примечания Ссылки

    Контратенор • Тенор (Тенор-альтино • Лирический тенор • Драматический тенор)
    Баритон (Лирический баритон • Лирико-драматический баритон • Драматический баритон) • Бас (Бас-кантанте • Бас-профундо )

    Смотреть что такое "Певческие голоса" в других словарях:

    Певческие праздники — (праздники песен) в СССР традиц. массовые выступления самодеят. и проф. хор. коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого обществ. или политич. события. Программа П. п. обычно рассчитана на неск. дней и включает произв. хор.… … Музыкальная энциклопедия

    Фальцет — (итал. falsetto от falso (итал.)  ложный) или фистула  верхний головной регистр мужского певческого голоса, беден обертонами, тембрально проще основного грудного голоса исполнителя[1]. Анатомически фальцет рождается… … Википедия

    Тенор — У этого термина существуют и другие значения, см. Тенор (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

    Сопрано — Основные вокальные диапазоны … Википедия

    Баритон — У этого термина существуют и другие значения, см. Баритон (значения). Основные вокальные диапазоны … Википедия

    Певцы-кастраты — (ит. Castrato)  исполнители вокальных партий, в раннем возрасте подвергнутые кастрации и в силу этого обладавшие высоким женоподобным голосом. Обычно голоса кастратов  это сопрано и альт[1]. Фаринелли (Farinelli), известный певец… … Википедия

    Бас — Основные вокальные диапазоны … Википедия

    Магия голоса

    Здравствуйте, дорогие старшекурсники!

    Вы уже большие и умные, кое-что о магии голоса знаете. И, надеюсь, помните главное, да? Как это, «что у нас главное»! Если вы (не приведи Мерлин) не глухонемой, то вы в состоянии овладеть магией голоса, и в разговорном и в певческом варианте, независимо от того, что вам говорили про слонопотамов на ваших ушах и что вы сами думаете о своем отсутствии присутствия музыкальных способностей. Просто нужно приложить верно направленные усилия.

    Помните?
    Усвоили?
    Отлично!

    А теперь небольшая оговорка, которая и станет темой нашего сегодняшнего занятия. То, КАК вы будете петь и/или говорить, зависит от ТИПА ВАШЕГО ГОЛОСА. Это значит, что ваш организм все-таки ставит некоторые ограничения на использование голоса как инструмента. Например, если у вас голос высокий, то долго, громко и упорно петь внизу у вас не получится. А если и получится, то организму вашему будет нанесен вред. Да и смысла петь «не своим голосом» нет, как правило. В искусственном голосе нет магии. Помните занятия по открытию своего собственного природного голоса? Если помните, то должны понять, о чем я говорю. А если не помните, сбегайте на уроки к младшекурсникам, повторите материал.

    Чтобы вы лучше поняли значимость такого ограничителя, как «тип голоса», приведу несколько примеров из другой области. Скажем, девочка-блондинка хочет стать брюнеткой. Она ведь может это сделать, правда? Перекраситься маггловской химической краской или совершить преобразование цвета. На время черный цвет волос сохранится, и девочка будет выглядеть, как истинная Венди Адамс. Но, если она пользовалась маггловскими способами, со временем краска сойдет, и она снова станет блондинкой, но с подпорченными химией волосами. А, если она пользовалась магией, то нужно либо постоянно поддерживать магический фон, либо искусственный цвет вскоре пропадет.

    Короче говоря, чтобы понять, что для вашего голоса хорошо, а что не очень, надо знать свой тип голоса. Просто, правда? Вы согласны? Да ну! Действительно, согласны, что просто? Вот у тебя какой голос, высокий или низкий? (Метелка подошла к девочке, сидящей за задней партой, рисовавшей на потолке какие-то каракули с помощью волшебной палочки ). Высокий, да? А вот и не факт. Часто так бывает, что высокие ноты проще взять человеку с сильным крупным и НИЗКИМ голосом, чем человеку с высоким (речь о тех, кто не обучался вокалу). Обратное, что характерно, тоже верно. Низкие, мягкие и бархатные нотки часто выдают девушки-сопрано с легкими голосами. А сколько индивидуальных вариаций – не перечислить. Будьте готовы к тому, что даже опытный преподаватель на начальном этапе работы с вами как с учеником не определит точно ваш тип голоса. По мере учебы голос растет, крепнет, и лишь через какое-то время становится ясно, чем вас одарила природа: баритоном, басом или тенором, сопрано, контральто или меццо-сопрано.

    Так что же делать, если тип голоса еще не определен? Просто работать с голосом очень аккуратно, не насиловать его, и постепенно ваша природа сама себя проявит. По опыту знаю, что примерно три октавы в одном и том же диапазоне (скажем, от «до» малой до «до» третьей октавы) могут брать и контральто, и меццо, и сопрано. Так что при аккуратном подходе к своему голосу ничего страшного с вами не случится.

    Вы можете в таком случае задаться вопросом: а в чем тогда вообще отличия между голосами разных типов, если в любом случае можно покрывать примерно одинаковый диапазон? И, может, тогда вообще не нужно заморачиваться типом голоса, петь себе и петь, как придется и где придется? А вот и нет. Слушайте внимательно.

    ОТЛИЧИЯ ГОЛОСОВ РАЗНЫХ ТИПОВ

    * Голоса разных типов различаются, прежде всего, тесситурой (определенным участком диапазона ), в которой голос звучит лучше всего, и где петь удобнее и проще всего. В чужой тесситуре петь долго тяжело и вредно. К примеру, человек с низким голосом вполне может брать высокие ноты. Но постоянно петь высоко этому человеку будет сложно и вредно.

    * Голоса разных типов могут различаться диапазоном. Бывает так, что обладатели сильных голосов могут петь в очень широком диапазоне. Но чаще обладатели высоких голосов поют выше, чем обладатели низких.

    * У голосов разных типов разные переходные ноты. В голосе человека, как правило, можно заметить несколько регистров (например, грудной - низкий, средний - грудо-головной и высокий - головной). У мужчин регистры выявлены четче, чем у женщин, тем не менее у женщин регистры тоже есть. Переход между регистрами не всегда звучит гладко. Часто бывает так, что небольшой участок в районе перехода как бы проваливается по силе, яркости и качеству звука. Так вот, у разных типов голосов переход обычно наблюдается в разных местах (у высоких женских голосов переход чаще выявляется в районе ми-фа первой октавы, а у низких женских в районе до-ре; у низких мужских голосов – ля-си малой октавы, у баритнов – ре-ми первой октавы, у теноров ми-фа первой октавы).

    Разобрались? Отлично! Главное, не пытайтесь сходу определять «раз и навсегда» свой тип голоса. Это непростая и небыстрая задача. Так что пока что перейдем к следующему вопросу, в котором стоит разобраться:

    КАКИЕ БЫВАЮТ ТИПЫ ГОЛОСОВ

    НИЗКИМИ И ВЫСОКИМИ. Это самый краткий и простой ответ. А дальше можно долго и подробно уточнять классификацию.

    Например, в хоровой музыке ограничиваются простой классификацией. Низкие мужские голоса называются басами. высокие мужские – тенорами. Низкие женские – альтами. высокие – сопрано. Однако в хорах часто такой простой классификации не хватает, и, чтобы еще больше разделить высокие и низкие партии, появились первые и вторые сопрано (первые – более высокие), первые и вторые альты, первые и вторые тенора, первые и вторые басы.

    В опере. где требовалась более тонкая классификация (ведь характер одного голоса, поющего свою партию, гораздо заметнее, чем характер голосов нескольких человек), разделение, соответственно, более подробное.

    Мужские голоса. низкий голос – бас. средний – баритон. высокий - тенор. Женские голоса. низкий голос – контральто. средний – меццо-сопрано. высокий - сопрано. Кроме того, голоса разделяются по характеру исполнения, наиболее подходящему репертуару. Выделяются голоса лирические, драматические, лирико-драматические и пр. Подробную классификацию с примерами вы можете изучить в этом свитке. Думаю, вы уже догадались, что лирические голоса больше подходят для исполнения партий нежных, печальных, задумчивых. Лирические голоса чаще высокие, легкие, подвижные. Драматические голоса лучше подходят для исполнения партий, где требуется показать силу, страсть, бурю эмоций. Когда нужно то кричать, то шептать. Драматические голоса обычно ниже, сильнее, крупнее и тяжелее. Среди высоких голосов встречаются особенно легкие и подвижные, способные воспроизводить сложные и закрученные мелодические украшения (колоратуры). Такие голоса называются колоратурными. Обычно колоратура – удел высоких сопрано, в прошлые века – кастратов, которые пели высокими мальчуковыми голосами, как до ломки голоса. Но есть редкие примеры колоратурных меццо-сопрано, средних голосов. Средние голоса обычно гораздо тяжелее высоких, потому меццо-колоратура – это редкость и красота!

    Я могу долго рассказывать вам о разных голосах, но нужно что-то оставить и вам для домашних работ ;) Поэтому сейчас я хочу завершить наше занятие разговором не теоретическим, но по душам. Скажите честно, вам нравится ваш голос? Не надо говорить вслух, ответьте на этот вопрос сами себе. Нравится он вам таким, какой он есть? Или хотелось бы, чтобы ваш голос был низким, если он высокий? Высоким, если он низкий? Легким, если он тяжелый? Крупным и сильным, если он легкий? И т.д. и т.п. Что глаза опускаете? Угадала я? Я была уверена, что угадаю. У большинства новичков одна из проблем – то, что им не нравится собственный голос. И вот пытаются сопрано петь внизу, а получается глухо и невыразительно. Пытаются басы петь вверху, и получается неуклюже и мимо нот. Люди часто тянутся к своим противоположностям, это нормально. Естественно, объяснимо, но. но это мешает проявляться магии вашего голоса.

    А магия-то бывает в голосах всех типов! Магии может не быть лишь в голосе неестественном, зажатом. То есть когда человек поет не своим голосом. Но как тут не зажиматься, если результат не нравится? Если стесняетесь, неуютно себя чувствуете? Замкнутый круг получается. Как его разорвать? Учиться, конечно. Но это способ долгий и мучительный. Да и если зажиматься не будете, учеба быстрее пойдет. Значит, надо научиться любить свой голос! Вы же маги, в конце концов? Сумеете. А голос, который чувствует, что его любят, распускается, как сирень весной. Записывайтесь чаще, слушайте себя, получайте удовольствие от своего голоса, даже при том, что вы слышите уйму недостатков. Но недостатки поправимы, а голос ваш уникален. А значит уже заслуживает любви. На этой вдохновенной ноте -

    1. Выберите любой тип голоса по подробной классификации (например, лирико-драматическое сопрано, бас-профундо и пр.), опишите его свойства (чем этот тип голоса отличается от других, для исполнения какого репертуара подходит) и найдите примеры исполнителей с таким типом голоса. Приложите ссылки на звуковые файлы. (3 балла)

    2. Какой, по-вашему, у вас тип голоса? Почему вы так думаете? Приведение доказательств в ваших размышлениях обязательно. (4 балла)

    3. А вы любите свой голос? Приведите десять пунктов, за что его можно и нужно (!) любить. Не вообще, абстрактно чей-то голос, а именно ВАШ голос. (3 балла)

    Перед выполнением задания рекомендую ознакомиться со свитком Рекомендации по выполнению работ .

    Присылайте домашки через ЛД (предпочтительно) или с Призраком Оперы (metelka@voldemort.ru), если не боитесь.

    (c) Серая Метелка, 2011

    Особенности певческого голоса

    Особенности певческого голоса

    Особенности певческого голоса имеют разнообразные проявления. Я остановлюсь на таких, как типы и классификация, а также диапазон и тесситура.

    1.Классификация певческих голосов.

    Существует немало способов классификации голоса. Наиболее широко распространена классификация голосов по их диапазону. Здесь также имеется много разновидностей, но основными считаются следующие:

    Например: Галина Вишневская, Тамара Синявская, Белла Руденко, Анна Нетребко, Рене Флеминг (Америка), Чечилия Бартоли, Рената Тебальди,

    Например: Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, Стивенс Райз (Америка)

    Например: Валентина Левко, Евгения Сегенюк, Биляна Ковач (Черногория), Кэтлин Ферриер (Англия)

    Например: Пласидо Доминго, Энрико Карузо, Джон Викерс (Канада), Владислав Пьявко, Николай Гедда, Лучано Паваротти, Рамон Варгас, Хосе Каррера, Марио Ланца.

    Например: Лео Нуччи, Сэмюэль Рэми, Тито Гобби, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев.

    Например: Борис Гмыря, Александр Ведерников, Борис Христов, Максим Михайлов

    2.Типы голосов: драматический и лирический голос.

    Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса прежде всего имеют отношение к тембру.

    Драматический голос имеет более яркую энергетику, он более «тяжёлый», плотный, объёмный, страстный, можно даже сказать, более нервный. Он хорошо передаёт остроту драматических ситуаций в оперных сценах и романсах.

    Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

    К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

    Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

    Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный. Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина. Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

    Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова.

    Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких голосов можно отнести из мужских голосов Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора). Из женских голосов можно назвать Марию Каллас. Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье,Анну Нетребко. которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

    3.Понятия: «диапазон» и «тесситура».

    Понятие «диапазон» обычно не вызывает сложностей с определением. Обычно под этим термином подразумевают высотный диапазон, то есть область колебаний, которые создаются голосовыми связками. При этом надо уточнить, что если речь идёт о вокальном диапазоне, то имеются в виду лишь те колебания, которые вызывают музыкальные звуки, а не какие-либо другие.

    Считается, что диапазон певца должен включать в себя не менее двух октав. Обычно в самых крайних точках диапазона, как вверху, так и внизу, голос звучит уже не так легко, появляется напряжённость, ухудшается качество звука. Поэтому в добавление к двум основным, активным октавам, в которых голос звучит мощно, ровно, без напряжения, добавляется «запасная» терция сверху и снизу, что в сумме будет составлять уже почти три октавы. Эти октавы у каждого голоса расположены на разной высоте, в зависимости от его классификации (см.«Классификация певческих голосов»).

    Понятие «Тесситура» относится к произведению, а не к голосу. Этим словом определяется высота подавляющего большинства нот в произведении по отношению к голосу (а точнее, к крайним участкам этого голоса) предполагаемого солиста.

    Если солисту долго придётся петь на «верхушках», или, наоборот, на крайних низах своего голоса, то голос при этом будет уставать, то это означает, что тесситура для данного голоса слишком высокая (или низкая) и лучше в таком случае изменить тональность произведения.

    Об авторе Татьяна Зильберт

    Очень рада, что вас заинтересовал мой блог. Я педагог-музыкант с 30-летним опытом работы. Хочу помочь родителям и учителям Детских Музыкальных Школ в воспитании и развитии детей через музыку.

    Навигация по записям Комментарии Особенности певческого голоса — 2 комментария

    Добрый день, Нина! Не знаю, огорчу я вас или обрадую, но если вы не хотите видеть вашу Танюшку в нашей профессии – лучше держите её от музыкалки подальше. Для меня описываемая вами симптоматика совершенно очевидна.
    «Нормальные» дети так себя не ведут, они не могут в 5 лет высидеть оперный спектакль. А если их и заставят это сделать, они никогда не запомнят мелодию арии и, тем более, не будут её потом повторять и пытаться подобрать на рояле.
    Всё это – очень характерное поведение одарённого ребёнка. Если её начать учить музыке, велика вероятность, что вы её оттуда уже не вытащите (талантливые дети оттуда не возвращаются). Поэтому смотрите сами, на мой взгляд – это здорово!
    По поводу рук. Ко мне в класс приходят дети в 14 лет после музыкальной школы, причём, как правило, с серьёзными постановочными проблемами. Я решаю с ними эти проблемы за 1-1,5 года. Мне самой переделывали руки «с нуля» уже на I курсе консерватории, поэтому я очень хорошо знаю о чём идёт речь.
    С детьми всё проще: им не забивают головы теорией, они просто всё интуитивно обезьянничают с рук педагога. Вот почему важно не ошибиться с выбором. Разузнайте всё предварительно как следует, кто там у вас чего стоит, какие отзывы.
    В любом случае, я считаю ошибкой лишать ребёнка возможности свободного общения с инструментом. Моя мама не была музыкантом и потому сделала эту ошибку (боялась того же, что и вы). Поэтому я не импровизирую, хотя в 6 лет это было любимое занятие. Причём, я просто сочиняла по ходу разнохарактерную музыку и с удовольствием «наяривала» её всеми десятью пальцами.
    Думаю, что творческий импульс надо поощрить, с руками потом разберётесь, это корректируется. Наоборот, попросите её придумать что-то грустное или весёлое. Пусть изобразит звуками моего котёнка, например, пусть придумает вальс, пусть изучает разные регистры рояля и пусть не боится клавиатуры.
    Страх сделать неправильное движение тормозит музыкальное развитие. Ориентируйтесь на её интуицию, она всё подскажет правильно. Хочет играть – пусть играет. И обязательно найдите хорошего педагога. В вашем случае это важно.

    Привет, Таня! Мою 5-летнюю внучку, тоже кстати Танюшку, отдали в музыкальную школу. Она любит оперу и высиживает целый спектакль. Даже не знаю, откуда у нее эта страсть, но она, играя с куклами, «мурлычит» оперные арии. Но у меня вопрос не об этом. Купили пианино и она одним пальцем перебирает клавиши, извлекая простенькие мелодии. Но ручки такие маленькие, она вынуждена работать только одним пальчиком. А как это скажется на последующей технике игры? Я знаю, что двигательные навыки закрепляются, что называется, насмерть. Может быть рано ее сажать за этот большой инструмент?

    Добавить комментарий Отменить ответ

    ПЕНИЕ, ВОКАЛ, ГОЛОС, ВИДЫ ПЕНИЯ, МУЗЫКА РАЗНЫХ СТРАН

    ПЕНИЕ ( итал. canto. фр. chant. нем. Gesang ) — вокальное искусство

    Происхождение пения связано со стремлением человека выразить свое настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают больший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения, как искусства, необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

    Пение применяется не только в соло. но и в совместном исполнении ( дуэт. трио. квартет. квинтет. хор. ансамбль. то есть пение солистов с хором).

    Основные стили пения:

    - колоратурное (речитатив на верхних нотах)

    - пение без слов — вокализ

    ПЕВЕЦ (вокалист) — тот, кто поёт, занимается пением ; музыкант. исполняющий музыку на музыкальном инструменте. коим является его собственный голос.

    В классической музыке и в опере голос трактуются исключительно как музыкальный инструмент. Композиторы пишут музыку для этого инструмента, учитывая мастерство и особенности голоса певца.

    Певцы обычно специализируются в определенном музыкальном жанре:

    - этнический певец, фолклорный певец, народник

    - джазовый, блюзовый певец.

    - эстрадный певец (все эстрадные стили от рэпа до поп музыки)

    - рок -певец, "металист"

    - бард (авторская песня)

    - артист хора. хорист

    Существует множество систем классификации голосов (и певцов, соответственно). Какие-то из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; третьи включают внемузыкальные характеристики, такие как внешние данные, актерские способности и др.

    Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Здесь даны шесть основных:

    сопрано — высокий женский голос

    меццо-сопрано — средний женский голос

    контральто — низкий женский голос (в хоровой музыке принято называть просто альт)

    тенор — высокий мужской голос

    баритон — средний мужской голос

    бас — низкий мужской голос

    Другие разновидности — колоратурное сопрано, драматический тенор, бас-баритон, бас-буффо. Существует категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для предотвращения мутации и для сохранения высокого как у женщины голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом. Певцов такого типа именуют сопранистами (он же контратенор, он же мужской альт).

    Голос - Музыкальный словарь - Энциклопедии & Словари

    Голос

    Голос Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо - это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение, да и голоса бывают разные. Звук голоса возникает так же, как любой музыкальный звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из легких через дыхательное горло в гортань. В гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться и слышится звук. В каждом музыкальном инструменте есть резонатор. У человека роль резонатора играют полость рта и носа (это называется - головной резонатор), но кроме того и грудь (грудной резонатор). Вы слышали, наверное, выражение - грудной голос. Высота человеческого голоса зависит от величины голосовых связок - их длины и толщины. От особенностей их строения зависит и тембр - индивидуальная окраска звука, по которой мы различаем голоса знакомых нам людей. Певческие голоса, вы, конечно, это знаете, бывают разные - высокие, низкие и средние. Мужские голоса разделяются на тенор, баритон и бас, женские - это сопрано, меццо-сопрано и контральто. А у детских певческих голосов только две группы - сопрано и альт (в хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами). Обо всех голосах вы можете прочесть на страницах этой книжки - каждому посвящен отдельный рассказ. В музыке существуют и другие понятия, связанные со словом «голос». Вам, наверное, приходилось слышать: двухголосная инвенция, трехголосная фуга, четырехголосное изложение. В этом случае под голосом подразумевается мелодия, входящая в музыкальную ткань пьесы. Те же из вас, которые учатся в музыкальной школе, наверное знают, что двухголосные инвенции - это такие пьесы, в которых в каждой руке звучит самостоятельная мелодия, а не мелодия и аккомпанемент, как в других пьесах. Трехголосные инвенции или фуги - это пьесы, в которых есть три самостоятельных мелодических голоса. Произведения с двумя и более самостоятельными голосами называются полифоническими. Вы можете прочесть о них в рассказах, посвященных полифонии, инвенции и фуге. В полифонии существует понятие голосоведения - это движение каждого из голосов многоголосного, то есть полифонического произведения. Голосоведение подчиняется своим особым законам, которые должны изучать композиторы. И еще одно понятие, связанное с этим же словом. Голосами называют партии отдельных инструментов в ансамблевых и оркестровых сочинениях. Вы можете услышать, например: «Нужно расписать партитуру по голосам». Это значит, что композитор отдает для исполнения партитуру, а переписчики должны выписать из нее всем исполнителям их партии: в оркестровом сочинении, например, написать столько партий скрипок, сколько в этом оркестре пультов скрипачей, столько раз написать партию контрабаса, сколько пультов контрабасистов и т. д.

    Помощь поисковых систем

    © 2009-2015 Энциклопедии & Словари
    Коллекция энциклопедий и словарей

    Музыкальное рандеву

    Классификация голосов по диапазону высоты.
    • У мужчин-певцов различают три основных типа голоса: бас, баритон, тенор.

    Бас - самый низкий мужской певческий голос с диапазоном: от ре - фа большой октавы до ре - фа 1-й октавы.

    Баритон - средний по высоте мужской певческий голос с диапазоном: от соль - ля большой октавы до соль - ля 1-й октавы.

    Тенор - самый высокий мужской голос с диапазоном: от си большой октавы - до малой октавы до си 1-й октавы - до 2-й октавы.

    Сверхнизкий мужской голос - бас-профундо.

    Сверхвысокий мужской голос - тенор-альтино.

    • У женщин-певиц различают. контральто, меццо-сопрано и сопрано.

    Контральто - самый низкий женский голос с диапазоном ровно на октаву выше диапазона баса.

    Меццо-сопрано - средний по высоте женский голос с диапазоном на октаву выше диапазона тенора.

    Сопрано - самый высокий женский голос с диапазоном на октаву выше диапазона тенора.

    Сверхвысокий женский голос - колоратурное сопрано.

    • Детских певческих голосов два: альт и дискант.

    Альт - детский голос с диапазоном: от ля малой октавы до ми 2-й октавы.

    Дискант - детский певческий голос с диапазоном. от до 1-й октавы до соль 2-й октавы.

    При выборе тональности исполняемой песни, важно помнить о таком понятии, как тесситура.

    Тесситура - звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса.

    Тесситура может быть широкая или узкая.

    Широкая тесситура имеет место, когда диапазон исполняемой песни приближается к двум октавам и(или) занимает весь или почти весь диапазон голоса певца. В этом случае не приходится думать о выборе тональности исполнения - она должна быть такой, чтобы певец мог исполнить все ноты данного музыкального произведения.

    Но тесситура бывает узкой, когда диапазон от самой низкой ноты конкретной песни до самой высокой ноты не слишком широк. В этом случае тональность иполняемого произведения можно сдигать вверх или вниз.

    Как широкая так и узкая тесситура могут быть высокой, средней или низкой.

    Если в вокальном произведении большинство нот содержатся в нижнем (верхнем) участке диапазона голоса, то это низкая (высокая) тесситура. Самая удобная для пения и для меньшей утомляемости голоса - средняя тесситура. Поэтому старайся выбирать тональность спокойных, задушевных песен так, чтобы они звучали в среднем (удобном) диапазоне. Если же тебе нужно показать эмоциональный накал и твой диапазон голоса это позволяет,- то ты можешь поднять тональность исполняемой песни вверх. Но не злоупотребляй последним, если не хочешь иметь проблем с голосом!

    Удобство пения в той или иной тесситуре - явление чисто физиологическое, зависящее от скорости прохождения импульсов по "голосовому" нерву (аксону). Эта величина и определяет тип голоса, и не может быть никак изменено.

    При определении типа своего голоса стоит руководствоваться не только диапазоном нот, которые может взять певец, но и тембром, характерным для того или иного типа голоса. Так, если у мужчины-певца от природы высокий голос, на котором он и разговаривает, то даже если он может брать нижние ноты баритона, а некоторые высокие ноты тенора ему неподвластны, то скорее всего, нужно приравнять себя к тенорам, а не к баритонам. И наоборот, если у тебя массивный мужской голос, и при разговоре ты используешь средние ноты диапазона мужских голосов, то даже если ты можешь брать высокие ноты тенора при пении, скорее всего, лучше причислить себя к баритону и использовать при пении соответствующий данному типу репертуар.