Софт

проверка орфограмм онлайн

Рейтинг: 4.2/5.0 (233 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Скачать реферат по теме Повышение орфографической грамотности в младших классах

Повышение орфографической грамотности в младших классах

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Как известно,орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам.

Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е.

решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила орфограмму. Значит. умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением. залогом грамотного письма.

Неумение выделять орфограммы при письме одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Чтобы найти орфограмму. написание,требующее проверки, необходимовоспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем. воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями.

Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия. При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм. упражнять их в сравнении. проводить анализ. Слуховое восприятие. умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи.

Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи нахождения орфограммы и определения ее типа. Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии проговаривание. они позволяют более тонко и точно воспринимать речь. Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.

Продолжение на след. странице

Методические рекомендации по теме «Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения». Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю,

Глава I. Принципы русской орфографии. Глава II. Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности. Глава III. Работа над орфографическими ошибками. Заключение Список литературы Введение Цель данной курсовой рассмотреть

стр. 2. Глава 1. Литературный обзор стр. 3. Глава 2. Экспериментальная часть стр. 2.1. Констатирующий эксперимент стр. 2.2. Обучающий эксперимент стр. 2.3. Констатирующий эксперимент стр. 4. Заключение стр. 5. Библиография стр. 6. Приложения стр. 1. Введение

Данное исследование посвящено методике проведения этимологического анализа словарных слов как средству развития орфографической грамотности. Актуальность и постановка проблемы исследования. Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку.

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

Последние запросы

проверка орфограмм онлайн:

  • Ссылка 1
  • Альтернативный сервер
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова

    Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова. 3-й класс

    Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваиваются, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный подход на практике позволяет выстроить урок так, чтобы включить каждого обучающегося в процесс «открытия» новых знаний. Знания учеников должны быть результатом их собственной деятельности.

    Данный урок является уроком решения частных задач, поскольку на данном уроке происходит постановка задачи и ее решение.

    Целью урока является формирование умения проверять орфограммы слабых позиций. На уроке используются приемы и формы работы, обеспечивающие условия для работы каждого ученика. На уроке каждый ребенок может оценить свою работу на уроке.

    Цель: Формирование умения проверять орфограммы слабых позиций.

    1. Умение находить слабые позиции.
    2. Подбирать проверочные слова.
    3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.
    4. Учить оценивать свою работу.

    Тип урока: Урок решения частных задач и контроля.

    Ход урока I. Организационный момент.

    Записать дату (21 января), классная работа.

    Минутка чистого письма.

    II. Постановка частной задачи:

    а) – Чем мы занимались на предыдущем на уроке? (Находили и проверяли орфограммы слабых позиций в словах обозначающих название предмета)

    На доске записаны слова.

    [стволы], [скаска], [сталы], [в’этка], [акно], [крушка], [п’ил’у]

    – На доске слова, как они написаны? (Звуковой записью)

    – Как вы думаете, какое задание я попрошу вас выполнить?

    (Записать слова буквенной записью и проверить орфограммы.)

    Дети работают в тетрадях. Проверка выполненной работы.

    – Что обозначают эти слова? (Название предмета)

    – Как проверяли орфограммы слабых позиций? (По сильной позиции)

    – Как находили сильную позицию? (Изменяли слова)

    – Как изменяли слова? (По числу и падежам).

    – Что мы узнали на предыдущем уроке? (Что слова обозначающие название предмета изменяются по числам и падежам.)

    – На полях поставьте шкалу, и давайте определим уровень ваших знаний по данной теме. (Если хорошо умеете изменять слова, обозначающие название предмета по числу и падежу, подбираете проверочные слова – то поставьте в верху крестик на оценочной шкале.

    Знаю, но могу ошибаться – то поставьте крестик посредине оценочной шкалы.

    Не знаю – то поставьте крестик внизу оценочной шкалы.)

    в) Решение частной задачи.

    – Все ли слова обозначают названия предмета? (Нет).

    – Какие слова не обозначают названия предмета? (Пилю)

    – Что это слово обозначает? (Действие предмета)

    – Как вы проверяли это слово? (Изменяли по числу)

    – Что мы узнали? (Что слова, обозначающие действия предмета, изменяются по числу.)

    На доске появляется запись.

    – Продолжим работать и научимся проверять слова, обозначающие действие предмета.

    г) Работа с «информационным столом».

    Дети самостоятельно знакомятся с данной информацией.

    – Подумайте, почему изменилось слово, называющее действие предмета? (Мы связали его со словами я, ты, он, мы, вы, они.)

    Это изменение так и называется: изменения по лицам. В схеме появляется запись. (Слова, обозначающие действие предмета, изменяются еще и по лицам.)

    (Вы пьете – всегда в конце е) .

    д) Закрепление материала.

    – Проверим орфограммы в словах:

    св(е,и)чу, л(е,и)плю, н(е,и)су, ж(е,и)ву, в(е,и)зу, д(а,о)рю, п(и,е)ку.

    Дети выходят к доске и выполняют по одному слову.

    III. Самостоятельная работа .

    Работа с карточками «Зона достижений» и «Зона сомнений»

    – Кто уверен, что хорошо научился проверять орфограммы слабых позиций, в словах обозначающих название предмета и действие предмета, выберите карточку «Зона достижений», а кто неуверен в своих знаниях, выберите карточку «Зона сомнений».

    – Дети, работающие с «Зоной сомнения», можете обращаться за помощью к учителю или товарищам.

    Зона сомнений (Зона достижений)

    Разбор слова по составу Орфограмма в электронном морфемном словаре

    Образец разбора слова по составу Орфограмма в онлайн морфемном словаре Орфограмма Орфограмма - разбор слова по составу онлайн

    корень - орфо ; корень - грамм ; окончание - а ;
    Основа слова: орфограмм
    Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой

    Слово Орфограмма содержит следующие морфемы или части:
    • ¬ приставка (0): -
    • ∩ корень слова (2): ОРФО; ГРАММ;
    • ∧ суффикс (0): -
    • ⏰ окончание (1): А;
    Онлайн разбор слова по составу (морфемный разбор) Орфограмма произведен программными средствами, поэтому может содержать ошибки.
    Если Вы нашли ошибку или морфемный разбор слова Орфограмма произведен неверно (правильность указания корня, приставки, суффикса, основы слова), пожалуйста сообщите об этом в комментариях к разбору, мы постараемся учесть Ваши замечания

    В других словарях:
    Орфограмма - Большой энциклопедический словарь (БЭС).

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    Обозначение орфограмм - Как обозначить орфограммы? Как найти орфограмму?

    В моей памяти нет термина "орфограмма". Видимо, двадцать лет назад детей учили без излишней терминологии, объясняя основы русского языка другими доступными словами. Насколько помню, мы не обозначали в словах орфограммы. Мы просто учили правила, которые намертво закрепились в нашей памяти. Но это так. лирическое отступление.

    Для начала нужно понять: что такое орфограмма? А это всего лишь написание слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка. Существует около 70 видов орфограмм.

    Орфограммой может быть:

    • Безударная гласная в корне, суффиксе или приставке слова, которую можно проверить, подобрав проверочное слово с ударением на эту гласную. Пример: запЕвать или запИвать песню? В данном случае орфограмма буква "Е". Для обозначения подчеркиваем ее одной чертой. Проверочное слово "пЕть".
    • Непроверяемая безударная гласная в слове. Например: кОрова. В данном случае орфограммой является буква "О", на которую не падает ударение. Подчеркиваем ее. Нужно просто запомнить, что корова пишется через "О". Другой пример: цЫпленок. Орфограммой является буква "Ы". По правилам, в корне слова после буквы "Ц" пишется буква "И", но есть исключения: цЫган на цЫпочках стоял и цЫц цЫпленку повторял. Это тоже необходимо запомнить.
    • Проверяемая согласная в слове. Например: слово "столБ". В конце звучит глухой звук "П", а писать нужно через букву "Б". Это значит, что буква "Б" является орфограммой. Подчеркиваем ее. Правильное написание можно проверить, подобрав слово, в котором после орфограммы "Б" будет гласная: столБы.
    • Непроверяемая согласная в слове. Например: раЗрушить. Орфограммой является буква "З" в приставке "раЗ-". Подчеркиваем ее одной чертой. Правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, используем приставку "раЗ"; если с глухой - приставка "раС". Мы видим зависимость правильного написания приставки от буквы, с которой начинается корень. Значит, нужно эту букву подчеркнуть двумя чертами, чтобы выделить зависимость орфограммы.

    Чаще всего орфограммой является буква, которая звучит не так, как пишется. Но орфограммой может быть и дефис, и разделительное написание (пробел). Например: "по моему мнению" и "по-моему". В этом примере орфограммами являются:

    1) пробел между предлогом "по" и притяжательным местоимением "моему";

    2) дефис в наречии по- моему. Чтобы графически обозначить эти орфограммы, нужно подчеркнуть пробел и дефис.

    Подведем итог: орфограммы дело хорошее, выделяйте их, но этого мало. Учите правила русского языка и тогда намного легче будет грамотно писать: вы автоматически будете ориентироваться на правила.

    система выбрала этот ответ лучшим

    В школе учитель часто требует обозначить орфограммы в разных словах. Но что такое на самом деле эта орфограмма и как ее находят? А ещё - как ее выделить? Если вы последуете следующим рекомендациям, они Вам могут немного помочь.

    Орфограмма - это определенное вид написания слова, которое основано на правилах русского языка. Если сказать просто, если вы не уверены, как написать слово, а часто это происходит, когда буква или сочетание букв находятся в "слабой позиции", то в этом случае Вы имеете дело именно с орфограммой.

    К примеру, написание, которое основано на отличии глухих и звонких парных согласных в корне слова или в его конце. Чтобы правильно написать такое слово, необходимо изменить его форму или же подобрать однокоренное слово, для того, чтобы буква оказалась теперь уже в сильной позиции.

    К примеру, в слове "дуб" выделите корень слова (в этом случае это все слово) и увидите, что буква Б здесь в слабой позиции, потому что слышится парный ей согласный П.

    Получается, что это написание нужно проверить, то есть эта самая буква и является орфограммой. Вам надо подчеркнуть букву Б, после чего выделить корень в слове. Таким образом Вы выделите орфограмму. Она называется в этом случае "Написание глухих согласных в корне слова".

    Измените форму данного слова и подберите однокоренное слово.

    К примеру: Дуб - Дубы.

    Как Вы видите - теперь после буквы Б стоит гласная согласная буква, причём она находится в сильной позиции. Написание слова соответствует его произношению. Выходит, что в слове "дубы" орфограммы нет.

    Орфограммы могут появляться в разных частях слов: в окончании, в корне, в суффиксе, в приставке. Если вы видите орфограмму, и от Вас требуется её выделить, то нужно обозначить ту часть слова, в которой она находится, а кроме того графически обозначьте написание.

    К примеру, если Вы имеете дело с орфограммой вида "Чередующихся безударных гласных в корне слова", то Вам нужно выделить корень, а также подчеркнуть гласную в корне (это и будет в данном случае орфограммой).

    Так, например, в слове "расположился" в его корне "лож" орфограммой считается написание буквы О. Выделите корень слова, подчеркните в нём букву О одной чёрточкой, а букву Ж двумя, потому что написание этой безударной гласной зависит от следующего после него согласного.

    В слове "расположился" есть ещё одна орфограмма - это написание приставки. Её также нужно выделить, после чего надо ещё подчеркнуть букву С и последующую согласную П, потому что написание слова зависит от того, глухой или звонкий согласный находится после приставки. Буква С здесь подчёркивается одной чертой, а буква П - двумя чертами.

    В том же слове нужно отметить ещё одну орфограмму в приставке "по". Выделите для этого приставку и подчеркните в неё букву О.

    Как Вы видите - в слове расположился, например, необходимо выделить не одну, а сразу несколько орфограмм.

    Если Вы не будете лениться обозначать орфограммы, то это очень может помочь Вам писать слова грамотно.

    Орфограмма - это такое место в слове, написать которое правильно можно не на основании здравого смысла, а согласно правилам правописания. Здравый смысл основывается на том, что слышит ухо. Морфемный принцип, традиция и аналогия - три кита русской орфографии. С юных лет школьников учат находить "подводные камни" орфографии, узнавать подозрительные места и не спешить, останавливаться, задумываться над тем, какую букву нужно написать, слитно, раздельно или через дефис.

    Буквы - это знаки. Использование любых знаков предполагает кодировку. В случае с правописанием звуковые реалии трансформируются в визуальные, при этом предполагается полноценная обратная перекодировка - из визуальных во звуковые. То есть мы можем записать то, что говорим, и прочитать то, что написали. Где код и программирование, там возникает необходимость выбора из предложенных вариантов в зависимости от ситуации. Всё это звучит мудрено, а на самом деле любой думающий ребёнок способен выбрать правильную букву, склоняя слово, находя однокоренные слова, где сомнительное место (орфограмма) находится под ударением, и т. д.

    Основные орфограммы перечислены здесь. подробные правила с примерами можно найти на сайте грамота.ру. посвящённом разным аспектам грамотности, в том числе и правописанию.

    Типичная проблема - правописание безударных гласных, поскольку редукция гласных звуков во внеударных позициях - одно из свойств русской фонетики, отличающей наш язык не только других славянских, но и вообще от большинства языков в мире. Чаще всего она проявляется в необходимости писать "о" там, где слышится "а". На самом деле там "слышится" ни "о", ни "а", а возможны совсем другие звуки, для которых нет букв в русском алфавите, но большинству говорящих по-русски привычно узнавать в них именно "а". Распознать орфограмму - полдела, нужно ещё правильно определить участь сомнительной буквы. Часто получается так, что перестраховщики видят в любом безударном звуке "а" замаскированную букву "о" и пишут "пороль" или "удолить". То есть понимание того, что данной позиции (безударной) соответствует какое-то правило правописания, уже есть, но умения его применить для правильного выбора ещё нет.

    Изменения в правилах, призванные упростить правописание, часто приводят к появлению ошибок нового типа. До революции приставки раз- и без- писались всегда с буквой "з" в конце, например "разсказъ". Типичной ошибкой было написание буквы "с" вместо "з", поскольку перед глухими согласными происходила ассимиляция по звонкости-глухости. Теперь же, когда правильно писать рассказ. ученики "экономят" на второй букве "с". С приставкой без - вообще конфуз приключился: с отменой букв "ять" и "ер" написание слова "бес" полностью совпало с написанием приставки перед глухими согласными. и вот уже мнительные люди ищут и находят "славного беса" в слове бесславный. а поскольку слов с данной приставкой в русском языке очень много, то бесы атакуют тех, чьё внимание занято не теми знаками, которым следует уделять внимание, по крайней мере - на письме.

    Люди часто путают орфографию с грамматикой. Тревожные возгласы в СМИ и Интернете о том, куда же катится русский язык, в большинстве случаев оказываются сетованиями именно на орфографические ошибки или на робкие разговоры об изменении правил правописания. Когда вместо заяц предлагают писать "заец", русский язык никуда не катится - это лишь обсуждение целесообразности перекодировки в конкретном случае. Язык катится тогда, когда употребление несклоняемого существительного кофе становится позволительным с прилагательными в среднем роде. Ещё дальше язык покатится, если это слово начнут склонять, но даже тогда речь пойдёт о внутренней логике развития языка, а не обязательно о его порче.

    в избранное ссылка отблагодарить

    Орфограмма - это то место в слове, где мы можем допустить ошибку. Например: слово "зубки" ; орфограммой в данном слове будет глухая согласная "б". которую мы проверяем звонкой согласной "б". то есть мы проверяем парную согласную в слове, изменяя слово таким образом, чтобы четко услышать нужную нам букву. Но для этого нужно немного потрудиться и подобрать к слову "зубки" такое однокоренное слово, которое бы заканчивалось либо на буковку "н" либо, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная буква. Итак, слово "зубки" мы проверяем словом "зубастый". Как же выделить данную орфограмму слова? Наверное, мы карандашиком подчеркнем черточкой проверяемую букву "б", и ещё, обязательно, выделим корень -зуб-, а также, хорошо будет, если мы рядом с словом с орфограммой ( "зубки" ), напишем проверочное слово ( "зубастый" ). То есть: подчеркнули проверяемую букву, выделили корень слова, записали проверочное однокоренное слово .

    в избранное ссылка отблагодарить

    Как говорит Современный энциклопедический словарь:

    А если сказать очень просто, так чтобы понял и ребенок, то можно объяснить так: есть случаи, когда не возникает никаких вопросов, как написать какое-то слово, например, слово "дом" - оно как слышится, так и пишется. Но есть слова, которые человек слышит и думает: "Как же это правильно написать?" Возникают сомнения: можно и так, и так. Для этих случаев люди и придумали орфограммы, то есть общие правила того, как писать "трудные" слова, чтобы все мы могли друг друга легко понимать и не возникало путаницы (иначе один писал бы о шифре "мой код", а другой - "мой кот").

    Орфограммы бывают проверяемые и непроверяемые (которые нужно запомнить). Они могут касаться, например, безударных гласных, слитного или раздельного написания, строчных и прописных букв и других правил.

    Если есть задание найти орфограмму, то это значит, что нужно найти в слове случаи, где применяется какое-то правило написания. (Например в слове "глядеть" - безударная гласная "я" в корне слова, которая проверяется словом "взгляд").

    Когда необходимо выделить орфограмму на письме, то ее нужно подчеркнуть внизу карандашом.

    Как обозначается орфограмма, лучше показать на примере.

    В следующем примере имеется орфограмма, в которой идёт речь о безударных гласных в корне слова. В таком случае нужно выделить сам корень слова, а чередующуюся гласную в корне (которая в данном случае и есть орфограмма) подчеркнуть.

    Возьмём слово "расположился". Здесь может возникнуть сложность при написании буквы "О" в корне слова "лож". Обозначаем орфограмму:

    • буква "о" подчёркивается одной чертой;
    • буква "ж" подчёркивается двумя чёрточками, так как написание "о" зависит от последующей согласной "ж".

    в избранное ссылка отблагодарить

    Орфограммой в русском языке называют проблемы в написании слов, то есть те буквы, в которых легко ошибиться, которые нуждаются в проверке.

    Например, написание безударных гласных в корне слова всегда необходимо проверять для того, чтобы написать правильно. Возьмём слово "дуб". Писать "Б" или "П"? Если возникает этот вопрос, значит, эта буква и является орфограммой.

    Обозначается орфограмма вот как: подчёркивается буква, которую нужно проверить, а также выделяется корень слова. В данном случае проверочное слово "дубы".

    в избранное ссылка отблагодарить

    Обозначить орфограмму - значит выделить в слове место, где может быть ошибка. Когда учитель говорит в домашнем задании выделить орфограмму, то в заданном тексте есть пробелы или даны две буквы на выбор. Это и есть орфограмма.

    Еще лучше знать, что орфограмма состоит из двух слов "орфо" - правильный, "грамма" - буква", то есть правильная буква. Вот и получается, ищем в слове правильную букву, которая может быть написана неправильно

    в избранное ссылка отблагодарить

    Каждый школьник сталкивается в школе с необходимостью обозначать орфограммы в словах. Чтобы не ошибиться и правильно совершить это действие, для начала необходимо понимать, что такое орфограмма, как её искать и, соответственно, затем выделять.

    Вот небольшая инструкция, отвечающая на все эти вопросы:

    Как известно, орфография - это набор правил, который определяет правильность написания слов определённого языка. Если для того, что бы при письме избежать ошибки в слове, вам приходится прибегать к использованию определённого правила, то в данном слове имеется орфограмма. Например в слове "кот" нет орфограммы, а вот в слове "моешься" она есть.

    Чтобы найти орфограмму нужно хорошо знать 27 правил орфографии и уметь их эффективно использовать. Особое внимание при письме нужно обращать на следующие моменты, которые могут свидетельствовать о наличии орфограмм:

    Разработка урока русского языка на тему: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов - Русский язык - Начальные классы

    Разработка урока русского языка на тему: "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов"

    Тип урока . урок закрепления знаний (Программа развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В. В. Давыдова)

    Цель: закреплять умение учащихся выполнять проверку орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов.

    • закреплять умение находить слабую позицию в корне слова;
    • формировать умение подбирать однокоренные слова;
    • развивать умение находить однокоренные слова и слова-изменения для проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.

    Личностные УУД: учащиеся получат возможность проявлять познавательную инициативу через систему упражнений, ориентирующих второклассников на оказание помощи персонажам учебника в исправлении ошибок, одноклассникам в групповой, парной и фронтальной работе.

    Познавательные УУД: умение проверять орфограммы слабых позиций в корне слова с помощью родственных слов.

    Коммуникативные УУД: устанавливать коммуникацию, соблюдая правила речевой культуры; выстраивать диалог и монолог, подирая точные языковые средства с учётом учебной конкретной речевой задачи.

    Регулятивные УУД: способность определять учебную задачу, цели урока; оценивать результат работы, вносить исправления; объективно оценивать свои достижения, находить пути преодоления трудностей.

    1. ИКТ-технология.
    2. Технология развивающего обучения.
    3. Технология сотрудничества (групповая, в паре).
    4. Здоровьесберегающие технологии.
    1. Ноутбук, интерактивная доска, презентация в PowerPoint
    2. Листы с заданиями
    3. Схемы «Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова», «Одинаковые корни», «Корни-синонимы», «Корни-омонимы», «Разные корни», « Доска помощников»
    4. Листы самооценки.

    Эмоциональный настрой учащихся на успешный урок :

    Вначале урока все дети и учитель становятся в круг, взявшись за руки.Учитель обращается к детям стихами Михалкова С.:

    Кто в дружбу верит горячо,
    Кто рядом чувствует плечо,
    Тот никогда не упадет,
    В любой беде не пропадет,
    А если и споткнется вдруг,
    То встать ему поможет друг. (С. Михалков)
    - Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь друг другу.
    Вы хороший, дружный класс.
    Урок получится у нас!

    У. -Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей: ваши родители, а также к нам пришли на урок наши друзья: Маша, Алёша и девочка… вы её узнали? Да, это Теффи. В первом классе она училась вместе с вами читать и писать буквы и слова. Во втором классе Теффи также как и вы учится проверять орфограммы слабых позиций в корне. Но у неё возникли трудности. Алёше и Маше интересно узнать, научились ли вы проверять орфограммы слабых позиций в корнях слов и сможете ли вы помочь Теффи разобраться в этой теме. Как можно проверить орфограмму слабой позиции гласного звука в корне слова? Какая таблица поможет ответить на этот вопрос?

    Д. Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.

    Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в корне слова, нужно подобрать однокоренные слова или изменения слов, в которых этот гласный звук будет под ударением.

    Ученик у «доски помощников» проговаривает алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова.

    Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова

    1. Найти в слове слабую позицию. (д_бро´)
    2. Подобрать родственное слово или изменение, чтобы звук находился в сильной позиции. (до´брый)
    3. Выделить в словах корень. (д_бро – до´брый)
    4. Обозначить буквой звук в слабой позиции. ( до бро)

    Задание 1. Проверка умения учащихся осознать причину ошибки.

    У. Теффи писала письмо. Она оставила пропуск на месте орфограммы в слове п_лянка. Вы согласны с девочкой? Как вы думаете, что забыла Теффи?

    Д. Теффи забыла, как проверять слабые позиции в корне слов.

    У. Ребята, какая, по вашему мнению, схема на «доске помощников» подскажет девочке способ проверки этой орфограммы?

    Опора на схему, транслирование учащимися приобретенного способа проверки орфограмм слабых позиций.Дети определяют нужную схему, доказывая точку зрения:

    Д. Слабая позиция гласной буквы находится в корне слова. Её можно проверить, поставив в сильную позицию – подобрав проверочное однокоренное слово – по ле.

    - Проверьте пропущенные орфограммы, вставьте буквы на месте пропусков и обоснуйте выбор:

    Цв_точный. ч_сы, прил_тел, в_ренье, м_рской

    - Запишите в тетради проверяемые и проверочные слова, выделив корень и подчеркнув орфограммы сильных и слабых позиций.

    В тетрадях дети записывают:

    Цв_точный – цвет – цветочный
    ч_сы – час – часы и т.д.

    Задание 2. Определение границ применения способа проверки орфограмм слабых позиций.

    У. Теффи написала в письме слово перо с буквой и(пи ро). На вопрос, каким словом она проверяла орфограмму, девочка ответила: «Словом перинка. И в сильной позиции, поэтому пишем гласную и ».

    Контроль и оценка ответа героя урока.

    У. - Почему Теффи допустила ошибку?

    Д. Слабая позиция находится в корне пер-, а проверку она выполняет по сильной позиции в суффиксе –инк-. Наверное, Теффи не умеет правильно находить корень слова.

    Д. Слабую позицию в корне слова нужно проверять по сильной позиции в этом же корне.

    Задание 3. Выяснение способности учащихся различать формальную проверку орфограмм слабых позиций от истинной.

    - Верно ли выполнена проверка?

    стекло –. – стекло
    з_лотая –. – залотая
    в_зать –. – везать
    л_цо –. – лицо

    Подбор проверочных слов: стёкла, золото, вяжет, лица.

    Анализ полученных результатов парной работы.

    1. Закрепление умений, применение полученных знаний.

    У. Теффи, выполнила такую проверку: в_зать– вёз– везать. А вы согласны с Теффи?

    Д. Она подобрала неродственное слово, а слово с корнем-омонимом.

    На горе стоит лесок (круговые движения руками)

    Он не низок не высок (садятся, встают, руки вверх)
    Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, тянутся)
    По тропинке два туриста (идут на месте)
    Шли домой из далека
    Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока" (поднимают плечи)

    У. - Теффи, выполняя подобное задание, сделала такую проверку:

    – Верно ли девочка подобрала проверочное слово?

    Д. Нет, значения этих слов разные, хотя по звучанию корни похожи. Мириться – значит, снова дружить, а мерка нужна, чтобы измерять величины. Она подобрала слово с корнем-омонимом.

    У. Какие корни называют корнями-омонимами?

    Д. Это такие корни, которые похожи по произношению, но отличаются по смыслу.

    У. Ребята, какая схема на «доске помощников» говорит о корнях-омонимах?

    У. Выберите из слов, записанных в скобках, проверочное. Обведите его. Впишите буквы Орфограммы подчеркните.

    Р_левой – ролики, ралли, роль

    Тр_сёт – треск, тряска

    К_чать – кочка, качка, качели

    П_лить - пилка, пели

    II и III группы:

    Пл_тить – платок, плот, плата

    М_довый – медный, мёд, помидор

    К_сить – касса, каска, косит

    Л_чить – личинка, лечит, лекарь

    Дети выполняют задание в группах.

    – Ребята, докажите, что выбранные вами слова являются проверочными.

    Д. Это однокоренные слова, и проверяемая гласная – в сильной позиции:

    Ролевой – роль, трясёт – тряска, качать - качка, пилить - пилка, медовый – мёд, косить – косит, лечить - лекарь. Также эти слова похожи по смыслу.

    У. Обозначьте корень в данных словах, подчеркните орфограммы.

    VII. Закрепление умений, применение полученных знаний.

    У. Наши герои, отвечая на вопрос: «Как найти корень слова?», сказали следующее:

    Теффи: Найду середину слова.

    Алёша: Подберу близкие по смыслу слова и найду у них одинаковую часть.

    Маша: Корень – это первые три буквы слов.

    У. Кто из ребят прав? Как вы будете искать корень слова?

    Д. Прав Алёша: нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и выделить у них общую часть.

    У. Сколько родственных слов необходимо подобрать, чтобы верно выделить корень?

    У. Найдите проверочные слова-родственников для слов: река, летать, говорить, земля. Работать будем в группах .

    I группа: р_ка – речка, речной, заречье;

    II группа: л_тать – полёт, лётчик, лётный, перелететь;

    III группа: г_ворить – говор, заговор, разговорный;

    IV группа: з_мля – землица, земляника, землистый.

    У. – Во всех ли группах удалось подобрать проверочное однокоренное слово?

    Д. – Нет, в четвёртой группе для проверки подобрали изменение по числу слова земли.

    Задание 6. -С помощью однокоренных слов проверьте безударную гласную только в тех словах, в которых это можно сделать: _гурец, м_лодой, ры_ка, п_дберёзовик. уч_ник, л_теть.

    Групповая работа.Анализ результатов совместной деятельности.

    Д. Из этих слов проверить орфограммы слабых позиций по сильной можно в словах: молодой - молод, лететь - лёт, рыбка – рыба.

    У. А в остальных словах?

    Д.Огурец – словарное слово;
    подберёзовик – слабая позиция не в корне, а в приставке;
    ученик – безударная гласная в суффиксе.

    IX. Закрепление умений, применение полученных знаний

    У. - Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, проверяя пропущенные орфограммы.

    Солнце уже высоко ст…яло на чистом небе. П…ля ещё блестели р…сой. В лесу вес…ло расп…вали ранние птички. Между д…ревьями п. стрели цв…ты. Б…жали в разные стор…ны дорожки. Утренний в…терок веял мягкой прохладой.

    Рисуй восьмерку вертикально

    Ты головою не крути

    А лишь глазами осторожно

    Ты вдоль по линиям веди

    И на бочок ее клади.

    Теперь следи горизонтально

    И в центре ты остановись

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открываем мы, наконец,

    Зарядка окончена. Ты молодец!

    У. Ребята, сейчас вы будете работать по рядам. К «доске с заданиями» подойдут по одному ученику от ряда и выберут конверт с заданием-ловушкой.

    1. В слове «труб_чка » Теффи вставила пропущенную букву а . проверив словом «труба ». Правильно ли проверила Теффи слабую позицию гласной?

    2. Маша подобрала проверочное слово де рево к слову бе рёза Можно ли подобрать проверочное слово к безударной гласной в слове бе рёза ?
    Верно ли сделала Маша?

    3. Сам Самыч проверял безударную гласную в слове мела таким образом: м. ла – мел.
    А Алеша возразил ему: здесь проверочное слово – мёл. Ведь слова мела и мел – разные по смыслу, а корни – омонимы. Кто прав и почему?

    1 ряд: - Теффи неверно проверила орфограмму слабой позиции, потому что орфограмма находится в суффиксе, а проверка сделана по окончанию.

    2 ряд: Маша выполнила проверку неправильно, потому что подобрала не однокоренное слово, а слово-синоним.

    3 ряд: Прав Алёша, потому что слово «мел» не родственное.

    У. Молодцы, ребята! Все команды отлично справились с заданиями-ловушками.

    У. - Ребята, назовите цель, которую мы поставили перед собой вначале урока. Задания, которые мы выполнили, помогли нам достичь данной цели урока?

    Д. - Цель урока – закрепить умение проверять орфограмму слабой позиции в корне слова с помощью однокоренных слов и изменений.

    XIII. Рефлексия. Оцените свою работу на специальных бланках.

    Также как и вещами, человек постепенно обрастает эмоционально-ментальным багажом, многое из которого вполне можно отнести к хламу, осложняющему жизнь. Эмоционально-ментальный хлам — это наши эмоции, поведенческие реакции и отношения, привычки умственного характера, которые портят жизнь нам самим, нашим родным и близким, а в особенности детям. Приведу примеры из собственной жизни.

    Как показывает опыт, расхламлять свою жизнь в материальном плане, избавляясь от лишних вещей, гораздо легче, чем «очищать» собственное эмоционально-ментальное пространство. Приведу примеры из своей трудовой деятельности. Работа в школе нескончаема и многогранна. Учителям приходится выполнять столько всего, чему их никто, никогда и нигде не учил.

    Мы часто бываем небрежны в своих словах, вольны в собственной речи. Мы отягощаем, загрязняем, оскверняем ее безмерно. Речь порядочного человека вообще, а учителя, в частности, должна быть чистой. А что такое осквернять свою речь? Что значит «скверна»? В словаре В. Даля дается следующее определение: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистое, грязь, гниль, тление, мертвечина, извержение, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное».

    Наша жизнь захламляется незаметно — лишними вещами, а также ненужными страстями, переживаниями и эмоциями. Время от времени просто необходимо расхламлять нашу жизнь и физическую, и эмоционально-ментальную, решительно освобождаясь от всего наносного, лишнего, надуманного и громоздкого.

    Первое время после рождения дочерей у нас в доме гостей почти не бывало, некогда было устраивать приемы по российским традициям. Когда дочери немного подросли и у них появились «друзья по песочнице» — дети примерно их возраста — мы стали приглашать к себе в гости компании из 8-10 человек, а вместе с их детьми получалось и более. Мы с мужем устраивали все в лучших российских традициях гостеприимства.

    2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: http://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    О работе с сайтом
    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.