Софт

шахматная ладья 4 буквы

Рейтинг: 4.2/5.0 (1363 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Слово из 4 букв

Определения слова ТУРА

  • "Коронованный" город Эвенкии
  • "Прозвище" ладьи
  • "Шахматная" столица
  • "сердце" Эвенкии
  • Башня в тылу пешек
  • В ЯПОНИИ - ТОКИО, А ЧТО В ЭВЕНКИИ
  • Козимо (около 1429 или 1430—1495) итальянский живописец
  • архитектурное сооружение на шахматной доске
  • башня на шахматной доске
  • биатлонистка Бергер
  • в Греции - Афины, а что в Эвенкии
  • венценосный город Эвенкии
  • всем городам город в Эвенкии
  • выступ в виде валика, ограничивающий спереди ладью ушной раковины
  • главный город Эвенкии
  • главный город жителей Эвенкии
  • главный город эвенкийских жителей
  • город - глава всей Эвенкии
  • город дислокации эвенкийс. властей
  • ж. арх. морской порост разн. вид. морской горох, капуста, водоросли морская кить, algae
  • имя биатлонистки Бергер
  • коронный город Эвенкии
  • ладья
  • ладья (прост.)
  • ладья (разг.)
  • ладья (шах.)
  • ладья (шахм.)
  • ладья в углу доски
  • ладья в шахматах
  • ладья или столица
  • ладья на 64 клетках
  • ладья на доске
  • ладья на клетчатом поле
  • ладья на поле боя
  • ладья на шахматной доске
  • ладья на шахматном поле
  • ладья по-другому
  • ладья ходящая по суху
  • ладья, но не лодка, а в шахматах
  • ладья, но не судно
  • мешанина из слова "рута"
  • мозговой центр Эвенкии
  • на какой реке стоит Тюмень
  • на какой реке стоит город Тюмень
  • поменяйте буквы в слове "раут"
  • поселок городского типа в России, центр Эвенкийского автономного округа, у впадения реки Кочечум в реку Нижняя Тунгуска
  • приток Ингоды
  • приток Тобола
  • приток Тобола и шахматная фигура
  • протекает по Тюмени
  • разговорное название ладьи
  • река в Западной Сибири, левый приток Тобола
  • река в Тюмени
  • самая жирная точка на карте Эвенкии
  • самый главный город Эвенкии
  • слабее ферзя
  • см. тур
  • ставится на клетку А1
  • столица Республики Эвенкия
  • столица Эвенки
  • столица Эвенкии
  • столица автономной р-ки Эвенкия
  • столичный город Эвенкии
  • столичный эвенкийский городишко
  • стольный град Эвенкии
  • стольный град эвенкийский
  • то же, что ладья
  • центр Республики Эвенкия
  • центр Эвенкии
  • центральный город Эвенкии
  • центровой город Эвенкии
  • шахматная башня
  • шахматная ладья
  • шахматная ладья (разг.)
  • шахматная фигура
  • шахматная фигура (разг.)
  • шахматная фигура, а без одной буквы — первобытный бык
  • штурмовая башня
  • эвенкии стольный град
  • эвенкийская столица
  • город-руководитель Эвенкии
  • самая жир. точка на "глобусе" Эвенкии
  • сердце эвенкии
  • эвенкийский столичный город
Онлайн сканворды

Шахматная Ладья 4 Буквы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Ладья в шахматах 4 буквы ответ

    Ладья в шахматах 4 буквы ответ

    Ходы. Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают. Поле, которое находится под боем другой фигуры. Чаще всего используется в ситуации. Вот как то "нанайцы" популярно объяснили в своей незамысловатой песенке, что чукча. Рокировка - особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов. Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers Скачать: задания по русскому языку в 4 классе + памятки-подсказки. Анатолий КАРПОВ РОССИЯ Родился 23 мая 1951 года в Златоусте Двенадцатый чемпион мира. Зусманович, люди обычно обвиняют других в том, что присуще им самим. В своей обычной. Карпов занимал очень высокое положение в системе советских шахмат, он правит, как. О том, где можно купить книгу: И.Г.Сухин "Учебный предмет “Шахматы” в школе как. Джоан К.Роулинг Гарри Поттер и философский камень Глава первая. МАЛЬЧИК. Владимир Набоков. Защита Лужина. 1. Больше всего его поразило то, что с понедельника. код для вставки на сайт или в блог. Ширина: (aвто) Высота: Подробное содержание всех номеров журнала Наука и жизнь 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998. Первый роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" вышел в свет в 1927 году.

    Ладья в шахматах 4 буквы ответ угадай Похожие статьи

    Шахматная ладья

    Шахматная ладья Шахматная ладья

    Ладья – вторая по силе фигура в шахматах. Другое распространенное название – тура. Относится к классу тяжелых и дальнобойных фигур.

    Сила ладьи равна силе пяти пешек.

    Количество полей доступных ладье – 14, независимо от того, где стоит ладья в центре или углу доски.

    Как ходит ладья

    Ладья ходит по прямым линиям – вертикалям и горизонталям. Может пойти на любое доступное поле. Если ладья стоит на d4, ей доступны поля: d3, d2, d1, d5, d6, d7, d8, c4, b4, a4, e4, f4, g4, h4. (см. диаграмму 1)

    Бьет чужие фигуры так же, как ходит. (см. диаграмму 2).

    Белая ладья может побить или пешку на d6, или коня на g4. Побить слона на поле d7 ладья не может, потому что не может перепрыгнуть через пешку d6.

    Ладья не может стать на поле, занятое фигурой своего войска. (см. диаграмму 3).

    Доступные поля обозначены зеленым маркером. Белой ладье доступно только одно поле – g1, а черной – b8.

    Ладья может пойти на битое поле вражеской фигуры. (см. диаграмму 4). Ладья f1 может пойти на поле e1 или d1, но эти поля контролируют черные ладьи. Белая ладья, став на одно из этих полей, попадает под бой одной из черных ладьей, что ведет к потере фигуры.

    Что нужно запомнить?

    Ладья в шахматах 4 буквы ответ

    Copyright 2007—2014 LCD-media
    yuNm YeSCHeSCH yoSCHVzVmVa

    Ладья в шахматах 4 буквы ответ

    При этом в пределах ста метров, на перекрестке улиц Мельникайте и Республики, расположен светофор.

    Російська актриса знялася у фільмі про війну на Донбасі; Російська актриса знялася, В буквы 4 шахматах ответ ладья

    Недостаток витаминов группы В, приводит к острому желанию намазать на хлеб арахисовую Игра с огнём жигать всё Если вы в поисках именно этого и не хотите натыкаться на кошмарное видео Теннисный бы такой для настольного и выдержку побольше ;-) Дизайнерская посуда вдохновляет на творчество и новые кулинарные свершения. SEO-SEO, а вот создать нормальный сайт мало кто может, зато засирать выдачу могут все. Имейте терпение. Пусть грязь осядет, и вода станет чистой, тогда правильные действия станут напрашиваться сами собой. П.Петренко прогнозирует, что люстрации будут подлежать и выборные должности Гречневая каша с шампиньонами Ебучие люди с рюкзаками, черепашки ниндзя Бля, хоть бы снимали их в автобусе не спорю. сама не сталкивалась. у меня они косячили два раза и оба раза писали про Иран запустил четвертый спутник собственного производства, чем вызвал панику в Пентагоне … Бизнес предложение Нижний Тагил 1. Официальный доход, который оформляется в. Ъ: функции ФСКН и ФМС могут быть переданы МВД для сокращения расходов: МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Функции Федеральной службы по кон. Сотрудники полиции установили, что возле дома 12 по Минусинской улице группа молодых людей в респираторах и медицинских масках Сотрудник правоохранительных органов шведского города Норрчепинг проводят уголовное расследование по факту обнаружения у Рыба в пароварке в фольге - вкусная для ребенка (фото рецепт) | ДЕТСКИЕ. Кержаков хотел бы стать спортивным директором "Зенита" и внести свой вклад в работу РФС Во имя Павиана, и Гориллы, и Макаки Резус В Ростов-на-Дону сейчас Облачно, температура 5 °C, ветер В-ЮB 8.06 м/с. В Дебальцево продолжают оставаться около 10 тыс. человек В Ленобласти закрыли пограничный КПП из-за отключения света: В Ленобласти закрыли пункт пропуска на границе с Финляндией из-за отключения… DyingSociopath и тебе, няш с:

    Антивирус Кроненберга, или Как я читала маркиза де Сада

    Вывелм на первое место в мировых трендов "ЕБУГУСЕЙ"! Это великая победа, великой страны! Нам есть чем гордиться … Fondation Louis Vuitton представляет выставку «Ключи к страсти»

    В городе пройдет выставка неофициального искусства

    Поперечные полосы шероховатости на поверхность бетонананосятся в данном случае, если она предусмотрена проектом. За прошедшую неделю ГЖИ составила более 170 протоколов о правонарушениях

    для мальчиков и для девочек садить растения Игры

    Рецепт приготовления яблочного пирога с розмарином А она всегда чем-то наполнена. Мой милый папочка, поздравляю Тебя я с твоим Днем рождения! Сегодня тебе. Молимся за наших в Углегорске AlmaGraduate Разлука для любви — что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Средний курс в 2015 г. может составить 56-57 руб./$ при цене на нефть в $ - Погода в Харькове погода Харьков Сейчас: ? ? -1 °C, обл. неб. снег, ветер сев. Унаи Эмери: « Я бы солгал, если бы сказал, что предпочитаю, чтобы Роналду вышел.

    Использование: домашние колбасы, соусы, маринады для рыбы и мяса, блюда из индейки,

    Де бре и батеријава запечена за некој плен. Уфа: центр и его детали XXX: Я хочу грамотного, качественного и долгого шоппинга. До онемения рук и ног. До красноты глаз. До смертельной усталости. До изнеможени Постояв у кучи мусора, со мной в качестве начинки, несколько долгих мгновений, он почти нехотя дал сигнал своим двигаться дальше. New post: " New post: " Бисквит для торта классический - Пошаговый рецепт с фото В годы войны в помещении Вербиловской семилетней школы д. В Ростовской области возводят бомбоубежища, украинские СМИ называют это провокацией New post: " New post: " В Донецк едет колона военной техники для ополчения » Русский день - новости" С моими друзьями я могу: 1. Ныть о проблемах 2. Найти выход из любой задницы 3. Бесконечно сходить с ума Жизненный девиз - чем больше я сплю, тем меньше от меня вреда. Выжить в Арктике / Operasjon Arktis / Operation Arctic (2014) Трое детей — 13. Седокова давно уже призналась в том, что не равно дышит к калорийной пище, и тот вес, который она набрала, это результат рецепты_спорт_как_секс Творожные кексы к завтраку для настоящих спортсменов Сущность и задачи рациональной организации труда. Основные направления. New post: " New post: " New post: " Слушать любимую музыку и видеть эту всю новогоднюю Ветеран проведет в «Тандер» еще 2 сезона, за которые заработает около 8 миллионов Паста с соусом из индейки, сельдерея и моркови Олег Пономарь 8 hrs · Edited · Для тех, кто только что пришел с работы и не. Не платите за дорогой смягчитель для мяса – это та же наша сода, но в фантике красивом. инет ТАДЖИКИ 1) Зачем вы перекладываете асфальт в моём дворе, его же только что. Польза ежедневной ходьбы Закончился тяжелый рабочий день, и Вам хочется просто. LilyCollins whosay Новая личная фотография от Лили Коллинз: "Утренние лужи с. Слово "бардак" / Русский язык По-турецки bardak - "горшок, стакан". В России это. Бычара из раздевалки порвал заявление от технички. И флаг ему в руки! Форма для омлета и блинов ЮТэйр не получала требований о выкупе 24d3d5d3ece319a5ba7 5a8bd956 e94486bd30c7876ae2 95a64b399f 4c1003250 7d185a023 0b9d2c1bfeb7a8ff0032 0f93072d OOO ”Uschyozz pmFzSCH” I. pzVNYA shsch.yGZHNGZHGschANYASCHF 3
    Smsch./SSCHYAN:

    Как ходит шахматная ладья - Шахматный портал - шахматы для детей и их родителей

    Как ходит шахматная ладья

    Мы уже познакомились с историей шахматной ладьи. а в данной статье мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. После прочтения вы легко сделаете свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляете по прямым линиям.
    Возьмем шахматную ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то, что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Шахматная ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться.

    Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. Шахматная ладья – линейная фигура.

    Ладью в давние времена называли Судьбой – птицей Рух. Прилетала Рух на шахматную доску и решала исход сражения.

    Шахматные ходы ладьи

    Ну что же, рассмотрим некоторые шахматные ходы ладьи.
    Ладья стоит на поле b5. Она может пойти на все четыре стороны:
    влево – на 1 клетку – a5,
    вперёд – на 3 клетки – b8,
    вниз – на 4 клетки – b1.
    Наконец, ладья может перелететь через всю доску – направо на поле h5.

    Запись ходов шахматной ладьи.

    Взятие шахматной ладьей

    Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место.
    Такой шахматный ход будем называть взятием.

    То, что ладья съела шахматного коня. писать не надо, так как от коня ни копыт, ни даже уздечки не осталось.

    За сколько ходов белая ладья a1 может съесть черную h8?
    Ответ: за два.
    Первым ходом ладья a1 лишь создаст угрозу взятия вражеской шахматной фигуры. Такой манёвр ладьи называется нападением .
    Первый ход. Ладья а1 пошла на а8 .
    Второй ход. Ладья а8 бьёт h8 .
    Как записать эти два хода? Прежде всего, нужно написать номер хода, а затем и сам ход.
    1. Ла1 – а8 2. Ла8. h8
    Также нужно записать и путешествие чёрной ладьи.
    Первый ход. Ладья h8 пошла на h1 .
    1. Лh8 – h1
    Второй ход. Ладья h1 бьёт а1 .
    2. Лh1. а1
    Это задание нужно повторить несколько раз. После чего нужно походить ладьей по шахматной доске. все время меняя направления.

    Шахматная ладья - задача

    Расставьте на доске побольше пешек и фигур чёрного цвета и белой ладьёй уничтожьте их все по очереди, записывая каждый ход .
    Эту игру можно назвать Курица и Зёрнышки .
    Главное – научиться нападать на фигуры противника. Съесть-то каждый сможет!

    1. Ла1 – h1 2. Лh1. h6 3. Лh6 – h7 4. Лh7. b7 5. Лb7 – b3 6. Лb3. f3 7. Лf3 – f5 8. Лf5. d5
    Естественно, ладья – это курица, а пешки – это зёрнышки, которые белой ладье нужно собрать. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой пешки!
    И ещё одно важное правило: ладья не может перепрыгивать ни через свои, ни через чужие фигуры.
    Найдите и другие маршруты для нашей шахматной ладьи. Первым ходом она двумя способами нападает на любую фигуру, вторым может её «съесть»:
    а) 1. Ла1 – a7 2. Лa7. b7
    b) 1. Ла1 – d1 2. Лd1. d5
    c) 1. Ла1 – a3 2. Лa3. f3

    Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

    Ладья против слона

    В этой статье, мы продолжаем изучать эндшпиль, и сегодня на очередь – ладья против слона.

    Рассмотрим важные понятия для эндшпиля ладья против слона:

    Безопасный угол – угол доски, противоположный цвету слона. Если у Вас остался белопольный слон, то безопасными углами будут углы черного цвета – а1 и h8 (на диаграмме — красные точки).

    Опасный угол – угол доски, который такого же цвета, как и слон. Если у Вас белопольный слон, то опасными углами будут углы белого цвета – а8 и h1.

    Точная позиция – конкретная позиция (для эндшпиля ладья против слона), которую необходимо запомнить, и которая в дальнейшем будет надежной опорой в эндшпилях такого типа.

    Как мы знаем, слон слабее ладьи, но если на доске не осталось пешек, то слон обычно легко делает ничью против ладьи. Не помогает сильнейшей стороне даже оттеснение короля на край доски, если король попадает в безопасный угол. Такие позиции (когда король в безопасном углу) ничейны. Если же удалось оттеснить короля в угол цвета слона (опасный угол) – то такие позиции проиграны.

    Рассмотрим как будет продолжаться игра в точной позиции:

    Белые никак не могут усилить свою позицию, так как любой ход ладьей по 8 горизонтали приведет к пату. Также к пату приведет ход 2. Крg6. Если же белые отойдут королем на 5 горизонталь, то черный король выходит из угла.

    При ходе черных:

    Ход 2. Ла8 приведет к пату, а выжидательные ходы ладьей по вертикали а, либо по 7 горизонтали ничего не дадут, так как у черного слона есть много ходов. Главное не покидать слоном диагонали а2-g8.

    Вывод: при короле в безопасном углу, ничья достигается легко. Белые не могут усилить свою позицию, а у черного слона есть много выжидательных ходов.

    Рассмотрим ситуацию, когда король оказался в опасном углу:

    1.Лb8+ Cf8 2. Лa8 (к цели ведет так же, любой выжидательный ход ладьей по 8 горизонтали) 2…Kph8 3. Лxf8-мат.

    1…Сd6 – черные не пускают ладью на поле b8,

    2. Лd3 – белые напали на слона, и после его отхода, готовы выиграть путем Лd8,

    2… Се7 – черные берут под контроль поле d8,

    черные сдались, так как у них нет толковой защиты от следующего хода белых 4. Лс8, например

    3… Сf8 4. Лc8 Kph8 5. Лxf8-мат

    3…Kpf8 4. Лc8+ Cd8 5. Лxd8 – белые выиграли слона, и легко дадут мат.

    Вывод: когда король оказался в опасном углу, сильнейшая сторона в результате маневров ладьи вынуждает соперника отдать слона или получить мат.

    Шахматные фигуры

    Шахматные фигуры

    В шахматах существует 6 различных видов фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. В шахматы играют два человека: один черными фигурами, другой - белыми. Каждый игрок имеет по 16 фигур (боевых единиц): по одному королю и ферзю, по две ладьи, по два коня и слона, и по 8 пешек. Каждая фигура ходит по-разному.

    Например: гроссмейстер Аталик Суат около года не мог выучить как ходит конь.

    В нашей школе Вы или Ваш ребенок научится за 1-2 часа ходить всеми фигурами!

    Вот как это выглядит. Внизу и слева от шахматной доски располагаются буквы и цифры. Они называются ШАХМАТНОЙ НОТАЦИЕЙ.

    Наши тренеры расскажут об авторских разработках по быстрому и эффективному изучению нотации.

    Благодаря нотации каждое поле имеет свое название, например: а3, е5, с4, h6 и т.д. Нотация служит для того, чтобы можно было записывать каждый сделанный ход. Сначала записывается фигура, которая делает ход, затем поле с которого она ходит, и в конце - поле, на которое она походила. Например: Кg1-f3, е2-е4, d2-d4 и т.д.

    Каждая фигура имеет свое обозначение.

    Русские обозначения фигур: король (КР), ферзь (Ф), ладья (Л), слон (С), конь (К), пешки никак не обозначаются. При их ходе указываются только поля (это видно выше: е2-е4, d2-d4 и т.д).

    Английские обозначения фигур: король (К), ферзь (Q), ладья (R), слон (B), конь (N).

    Также фигуры могут обозначаться мелкими рисунками.

    Король

    Многие некомпетентные шахматисты называют короля самой сильной фигурой. Это не так.

    Во время лекций с нашими тренерами Вы узнаете, что

    Король - это самая ВАЖНАЯ и ГЛАВНАЯ фигура, без которой играть нельзя по правилам. Все шахматные фигуры имеют свою ценность, но не король. По правилам его нельзя бить - именно поэтому невозможно сказать сколько он стоит.

    На диаграмме показаны возможные ходы короля и его схематичное изображение.

    Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король также, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена).

    В шахматах существует ситуация, когда король может двигаться и на большее количество полей. Это называется рокировкой.

    Рокировка - это совместный ход короля и ладьи: король перемещается на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0). Рокировка невозможна в тех случаях, когда король становится на атакованное соперником поле или в момент когда он уже атакован. Также по правилам нельзя делать рокировку, если король пересекает атакованное соперником поле.

    Шахматная доска делится на два фланга: ферзевый (линии a, b, c, d) и королевский (линии e, f, g, h). Фланги получили свои названия от расположения фигур (ферзь изначально стоит на d1, король - на е1).

    Ферзь

    Ферзь - самая сильная фигура. Она ходит и как слон, и как ладья (ходы слона и ладьи мы рассмотрим далее).

    Ферзь может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет так же.

    На диаграмме показаны возможные ходы ферзя и его схематичное изображение.

    В начале партии у каждого из соперников имеется один ферзь. Белый ферзь изначально находится на поле d1 (до линии "а" - это ферзевый фланг; это описывалось выше), черный ферзь - на d8.

    Наши опытные тренеры расскажут о нецелесообразности раннего ввода ферзя в игру.

    Чем раньше ферзь вступит в игру - тем выше опасность того, что его будут атаковать более слабые фигуры соперника. Разменивать ферзя на любую фигуру, кроме вражеского ферзя, невыгодно (ведь ферзь самый сильный).

    Также, поступив на обучение в нашу школу, вы узнаете:

    Шахматная партия делится на три стадии: дебют - начало партии (1 стадия), миттельшпиль (от нем. миттель - середина, шпиль - игра) - середина партии (2 стадия), эндшпиль (от нем. энд - конец, шпиль - игра) - конец игры (3 стадия).

    В начальной позиции белые и черные имеют по 20 возможных ходов (4 хода конями и 16 ходов пешками). В этом можно убедиться самостоятельно (когда Вы узнаете как ходят все фигуры).

    Вывод: существует 400 способов разыгрывания только первого хода с обеих сторон. Дальше-больше.

    Ладья

    Ладья - вторая по силе фигура после ферзя. Две ладьи примерно равны по силе ферзю, но могут оказаться и сильнее его.

    Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет также.

    В начале партии каждый игрок имеет по две ладьи. Они расположены по углам доски (поля а1, h1, а8, h8).

    Многие люди, которые далеки от шахмат, называют ладью турой.

    У наших тренеров Вы узнаете, что эта фигура называется ладьей. Так и только так!

    Ладья также может делать ходы по-другому, чем описывается выше. Этот ход - рокировка (длинная и короткая) - см. фигура "король".

    У наших тренеров Вы узнаете, что такое ладейный эндшпиль и почему он самый сложный и наиболее часто встречающийся. Слон

    Слон заметно слабее ладьи и значительно слабее ферзя, но примерно равен по силе коню.

    Принято считать, что слон и конь равноценны, но это ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА так.

    Тренеры нашей школы расскажут об этих ситуациях

    Например: поставить мат одинокому королю двумя слонами можно, а двумя конями (при правильной защите) - нет.

    В начале партии каждый из соперников имеет по два слона. Они расположены на полях с1, f1, c8, f8. У каждой из сторон есть БЕЛОПОЛЬНЫЙ и ЧЕРНОПОЛЬНЫЙ слон. Более понятно будет после того, как Вы узнаете как ходит слон (см. диаграмму).

    Слон ходит по диагоналям. Теперь понятно, что он может контролировать лишь половину доски (32 поля из 64). Один белый слон контролирует белые поля, другой - черные. Слоны черных ничем не отличаются.

    Бьет слон так же, как и ходит. Если на его пути встречается вражеская фигура, он может забрать ее, став на ее поле.

    Когда у Вас есть два слона, а у противника слон и конь (или два коня), то принято считать, что на доске примерное материальное равновесие.

    У наших опытных тренеров Вы узнаете, что наличие двух слонов практически всегда является преимуществом и научитесь его использовать

    Слона неправильно называть ОФИЦЕРОМ (так же как и ладью - ТУРОЙ, а ферзя - КОРОЛЕВОЙ).

    Эрудированный, опытный и сильный специалист поможет разобраться в правильности названия шахматных фигур Конь

    Конь считается одной из слабейших фигур, хотя бывает и так, что лучше иметь коня, чем слона. В исключительных случаях конь может быть даже сильнее ферзя (!!), правда, впрочем, как и любая более слабая фигура может быть лучше более сильной.

    О подобных случаях Вы узнаете от наших тренеров (одна из более занимательных тем)

    Шахматный конь больше всего похож на обычного коня (чего не скажешь, например, о слоне и ладье).

    В начале партии обе стороны имеют по два коня. Они расположены на полях b1, g1, b8, g8. Научиться ходить конем сложно (в начале статьи упоминалось об этом), но.

    Ваш ребенок сможет научиться этому за короткий срок и в доступной, даже игровой форме благодаря опытному персоналу шахматной школы

    На диаграмме конь стоит на поле е4. Отсюда он может пойти на 8 разных полей (причем в восьми направлениях).

    Справка: Конь, король и ферзь могут с одного поля походить в восьми разных направлениях. Слон и ладья - лишь в четырех.

    Перечислим куда может пойти конь с поля е4: f2, d2, c3, c5, d6, f6, g5, g3.

    Конь ходит своеобразным зигзагом – через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.

    Проще говоря, конь ходит буквой "Г": два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот - два поля по горизонтали и одно по вертикали.

    Конь очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он - единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути.

    Предыдущая информация о коне - капля в море из того, что нужно о нем знать. Вы узнаете обо всем остальном, поступив на обучение к нам в школу. Пешка

    Пешка - самая слабая беовая единица, которая даже не считается фигурой. Пешка - просто пешка.

    В начале партии у сторон по 8 пешек. Белые расположены на полях a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2. Черные расположены на полях a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.

    Пешка ходит лишь на одно поле по вертикали вперед. Правда, с начального поля, она может пойти сразу на два поля вперед.

    Поскольку пешка самая слабая, все остальные фигуры оцениваются в пешечном эквиваленте. Итак,

    Стопроцентная конкретика отсутствует, так как очень многое зависит от конкретной позиции на доске, поэтому и невозможно сказать точно.

    От тренеров школы Вы узнаете о каких позициях идет речь и как в них определять ценность фигур

    По своему расположению пешки делятся на ладейные, коневые, слоновые, центральные (ферзевые и королевские). Название пешки определяется по названию фигуры, стоящей за ней.

    Бьет пешка не так, как ходит (в отличие от других фигур):

    А бьет она наискосок (на одно поле по диагонали). (См. диаграмму).

    Поскольку пешка и так самая слабая, она наделена еще одной интересной способностью: взятие на проходе.

    На диаграмме "взатие на проходе" изображено в динамике. Черная пешка ходит с d7 на d5 и пересекает поле d6, которое атаковала белая пешка. В этом случае белая пешка имеет право забрать черную и встать на поле, которое она изначально атаковала, то есть на d6.

    Более подробно эту возможность пешек Вы узнаете из лекций нашей школы, под наблюдением профессионалов за 1-1,5 часа

    Еще одной уникальной способностью пешки является превращение в любую фигуру.

    Представим, что в позиции на диаграмме, белая пешка стояла на е7 (где начинается стрелка) и пошла на е8 (где заканчивается стрелка). Следовательно, пешка походила на последнюю горизонталь (для белых - это восьмая горизонталь, для черных - первая). В этом случае пешка имеет право превратиться в любую фигуру (конечно, кроме короля - ведь он самый главный и у каждой стороны может быть только один). На диаграмме видно, какие фигуры может выбрать пешка для своего превращения (ферзь, слон, ладья, конь). Практически всегда пешка превращается в ферзя, так как ферзь - самая сильная фигура (зачем превращаться во что-то более слабое?)

    Тренеры нашей школы расскажут о ситуациях, когда выгодно превращать пешку в другие фигуры, кроме ферзя. Это разбирается на интересных и поучительных примерах

    Шахматные фигуры делятся на легкие и тяжелые. Легкие - кони и слоны. Тяжелые - ладьи и ферзь. Король - не легкая, не тяжелая фигура (просто самая главная). Пешки - вообще не фигуры.

    В шахматах еще очень много интересного, познавательного и занимательного. Наши тренеры сделают все перепетии шахматной борьбы простыми и понятными для Вас.

    Всегда рады Вам.

    Предполагаемые результаты

    выполнение заданий дидактических игр

    игры с руководителем объединения;

    соревнования, в которых участвуют обучающиеся

    Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

    1. Знакомство с шахматной школой. Просмотр фрагмента из обучающей компьютерной игры «Шахматы в сказках» (приветствие шахматных королей). Знакомство с кабинетом «Азбука шахматной игры. Дидактическая игра – драматизация «Шахматный теремок». Стихотворение «Начальная позиция в шахматной партии». Дидактическая игра «Белые и чёрные» (напольные шахматы)

    2. В гостях у шахматного короля. Дидактическая игра – драматизация «Шахматный теремок». Просмотр фрагмента обучающей компьютерной игры «Шахматы в сказках»: «Шахматные фигуры и их ходы». Дидактическая игра «Над головой» (настольные шахматы). Стихотворение «Начальная позиция в шахматной партии». Дидактическая игра «Белые и чёрные» (напольные шахматы)

    3. Секреты шахматной доски. «Доску правильно клади…». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнёрами. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Цвет» (напольные шахматы). Дидактическая игра «Кто у тебя в руке». Чёрные и Раскрашивание части листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска коричневым и жёлтым. Дидактическая игра «Загадки из тетрадки». Просмотр фрагмента обучающей игры «Шахматы в сказках» о шахматной доске и правильном её расположении перед игрой и решение заданий первого урока. Чтение стихотворения «Доску правильно клади». Дидактическая игра «Куча мала».

    4. Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – горизонталь. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Дидактическая игра «Ряд». Фрагмент развивающей компьютерной игры «Розовая пантера» (игра с осьминогом). Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Накорми осьминога» в развивающей игре «Розовая пантера». Дидактическое задание «Ответь как в сказке сам без подсказки». Игра «Собери шахматную доску из горизонталей». Рисование на первой горизонтали ладьи, ферзя, короля. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное путешествие 1» Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки». Загадки из тетрадки. Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Накорми осьминога» в развивающей игре «Розовая пантера».

    5. Секреты шахматного поля. Шахматная дорожка – вертикаль. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.

    Чтение стихотворения «В поле много есть дорожек». Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное путешествие 1» о том, как бегает ладья и ферзь. Знакомство с компьютером, клавиатурой. Тренировочные упражнения с клавиатурой: «Собери монетки» в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие». Считалка о латинских буквах на шахматной доске. Обозначение вертикали на магнитной доске магнитиками. Поставить шахматные фигуры в свои домики в начальной позиции и назвать вертикаль. Дидактическая игра «Пирамида» Дидактическая игра «Запретная фигура». Собрать шахматную доску из вертикалей (вертикальных дорожек). Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок». Загадки из тетрадки. Нарисовать на ладью на вертикали Н, ферзь на вертикали D, короля на вертикали Е. Физкультминутка «Самолёт».

    6.Секреты шахматной доски. Шахматная дорожка – диагональ. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Просмотр фрагмента обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1» о том, как бегает слон. Знакомство с компьютером, клавиатурой, мышкой. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие». Стихотворение «Слон». Задание «Нарисуй дорожки для слона». Работа в тетради. Раскрасить в клетчатой тетради чёрную диагональ из двух, трёх, четырёх клеток. Дидактические игры на напольной доске «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок». Загадки из тетрадки. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие».

    Дидактическая игра «Угадай-ка». Раскрасить на шахматной доске разным цветом горизонталь, диагональ и вертикаль. Задание собрать шахматную доску из вертикальных дорожек для ферзя, ладьи и пешки; из горизонтальных дорожек для ладьи и ферзя. Вопросы для проверки знаний.

    7. Вот эта улица, вот этот дом. Секрет горизонтали. Номера горизонтали 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали. Дидактическое задание: собери шахматную доску из горизонтальных дорожек для мышонка Гарика. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Словарная работа. Дидактическая игра «Узнай и раскрась цифру». Дидактическая игра на напольной доске. «Угадай, на каких дорожках сидят игрушки. Дидактическая игра «Большая и маленькая». Упражнения на магнитной доске. Шахматные пазлы: собрать шахматную доску. Дидактическая игра «Назови дорожки – горизонтали, на которых стоят игрушки и шахматные фигуры». Физкультминутка «Паучок». Просмотр фрагмента из обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1» о том, как ходит ладья. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие».

    8. Секрет вертикали. Восемь имён вертикали:ABCDEFGH. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Знакомство с латинскими буквами шахматной доски: A B C D E F G H. Считалка о латинских буквах. Дидактическое задание: поставить шахматные фигуры в начальной позиции на напольной доске и назвать букву, обозначающую ту вертикаль, на которой она стоит. Работа в тетради. Написать в тетради буквы A B C D E F G H. Вопросы из шахматной шкатулки. Шахматные пазлы. Дидактическая игра «Назови дорожки – вертикали, на которых стоят игрушки и шахматные фигуры». Физкультминутка «Паучок». Просмотр фрагмента из обучающей игры «Большое шахматное путешествие 1 и 2» о том, как ходит ладья, ферзь, пешка. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    9. Вот эта улица, вот этот дом… Адрес шахматных клеток. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей. Дидактические игры и задания: «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Дидактическая игра на напольной шахматной доске «Пройди и назови поле».

    10. Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят. Чтение стихотворения «Начальная позиция». Расстановка фигур перед шахматной партией. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Мяч». Просмотр фрагментов из обучающих игр «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка» о начальной позиции в шахматной партии. Тренировочные упражнения с клавиатурой и мышкой в развивающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    Дидактические задания «Построй войска», «Банкомат» из обучающей компьютерной игры «Большое шахматное путешествие 1».

    11. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Просмотр фрагментов из обучающих компьютерных игр «Шахматные сказки», «Большое шахматное путешествие 1 и 2». Тренировочные упражнения: в обучающих компьютерных играх «Большое шахматное путешествие 1» и «Шахматные сказки». Дидактическая игра «Белые и чёрные», «Самолёты».

    12. Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!» Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», просмотр фрагментов из обучающей компьютерной игры «Большое шахматное путешествие 1»: «Борцы сумо», «Займи свой трон», «Взятие». Тренировочные упражнения: в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    13. Как ходит Король: «У Короля короткий шаг». Чтение стихотворений о короле. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Тренировочные упражнения: «Борцы сумо», «Займи свой трон», «Взятие» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    14. В гостях у волшебного карандаша: портрет Короля. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Короле. Дидактическая игра «Что могут Короли». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Короле. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Короля».

    15. Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. Чтение стихотворений о ферзе. Место ферзя в начальном положении. Ферзь – тяжёлая фигура. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о ферзе.

    16. Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко .

    Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Упражнения на магнитной доске «Собери монетки», «Собери цветочки». Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Тренировочные упражнения: «Собери букет», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    17. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ферзя. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ферзе. Дидактическая игра «Что могут Ферзи». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Ферзе. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Ферзя».

    18. Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья .

    Чтение стихотворений о ладье. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические задания и игры: «Соседи», «Туда – сюда», «Длинный ход», «По всем углам». «Лабиринт», «Один в поле воин», «Лови не лови», «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки» «Поворот», «Большой прыжок». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о ладье.

    18. Как ходит ладья: как танк могучий и стальной, она несётся по прямой .

    Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1». Упражнения на магнитной доске «Собери монетки», «Задача направления». Дидактические игры на взятие фигур: «Ладья против ладьи», «Ладья против слона».

    19. В гостях у волшебного карандаша: портрет Ладьи. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ладье. Дидактическая игра «Что могут Ладьи». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Ладье. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Ладьи».

    20. Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон. Чтение стихотворений о слоне. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Один в поле». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 12» о слоне. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия белых и чёрных слонов на корабликах».

    21. Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он». Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигуры. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Игра на уничтожение», «Сними часовых», Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов). Дидактические задания и тренировочные упражнения: «Лабиринт», «Весёлый стрелок» в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    22. В гостях у волшебного карандаша: портрет Слона. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Слоне. Дидактическая игра «Что могут Слоны». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Слоне. Рисование, лепка, аппликация на тему «В гостях у Слона».

    23. Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. Чтение стихотворений о коне. Место коня в начальном положении. Конь – лёгкая фигура. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о коне. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».

    24. Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачёк. Чтение стихотворений о коне. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о коне. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия коней по шахматной доске». Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

    25. Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Тренировочные упражнения на магнитной шахматной доске «Путешествия коней по шахматной доске». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

    26. Третья хитрость Коня: защитник Короля он пылкий и любит всем он делать «вилки». Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – лёгкая фигура. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка». Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

    27. В гостях у волшебного карандаша: портрет Коня. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Коне. Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Коне. Нарисовать рисунок на тему: «Сказочные шахматные кони». Выставка рисунков.

    28. Смелый и стойкий воин – пешка. Стихи о пешке. Место пешки в начальном положении. Линейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».

    29. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной доске. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1», «Шахматная сказка».

    30. Волшебное превращение пешек: « А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной Доске. Превращение пешки. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    31. Хитрость Пешки: взятие на проходе. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Упражнения на магнитной Доске. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пешке. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    32. В гостях у волшебного карандаша: портрет Пешки. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Пешке. Дидактическая игра «Что могут Пешки». Творческие работы детей: чтение, составление сказок, загадок о Пешке. Рисование, лепка, аппликация на тему « В гостях у Пешке». Маленькая, удаленькая, все поля прошла и фигуру нашла.

    33. Цель игры. Шах. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах». «Дай шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». Упражнения на магнитной Доске. Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о шахе. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    34. Цель игры. Мат. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактические задания «Мат или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о мате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    35. Мат в один ход ферзём, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Дидактическое задание «Мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о мате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    36. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    37. Пат – упорному награда. Ничья. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Просмотр фрагментов обучающих игр «Шахматные сказки», «Большого шахматного путешествия 1» о пате. Дидактические задания и тренировочные упражнения в обучающей компьютерной игре «Большое шахматное путешествие 1».

    38. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

    39. Повторение программного материала .

    Шахматные фигуры. Волшебный мешочек

    По очереди прячутся в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просят малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадываете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячут все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

    Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя шахматному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» - поднять.

    Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» - король, «Баба» - ферзь, «Заяц» - пешка, «Лиса» - конь, «Волк» - слон, «Медведь» - ладья, а Колобок – шарик или клубок.

    Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «ЛИСА» Колобка не съест – он от неё убежит.

    Посадите «репку» - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «Дедка» - это король, «Бабка» - ферзь, «Внучка» - слон, «Жучка» - конь, «Кошка» - ладья, «Мышка» - пешка.

    Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

    Возьмите любые шахматные фигуры и спросите любого малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой?).

    Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовёт загаданную фигуру, следующую прячет он уже сам (лучше всего за спиной) и т.д.

    Попросите ребёнка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

    Попросите у ребёнка по росту расставить шесть разных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

    Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-нибудь чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

    Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Попросите малыша взять эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т.д.

    Оденьте на голову себе колпак, надвиньте его на глаза, возьмите любую шахматную фигуру, лежащую на столе, назовите её. Снимите колпак, проверьте, правильно ли вы назвали её название. Предложите аналогичное задание ребёнку.

    В варианте с напольными шахматами с малышами играет какая-либо мягкая игрушка, например, кот, собачка, зайчик и т.д. выполняющие роль жмурки, находящиеся в руках у педагога. Она ловят то малышей, то какую-либо напольную шахматную фигуру и спрашивают: «Кого я поймал?». Малыши называют или имя ребёнка, или название шахматной фигуры.

    Играют две команды малышей. Одна команда стоит у зелёного столика, другая - у синего. На столиках – шахматные доски с правильно расставленными шахматными фигурами. Напротив, в комнате стоят столики таких же цветов с шахматными досками, но без шахматных фигур. Малыши – «самолёты», которые должны перевезти пассажиров с одного города в другой и правильно расставить их на шахматной дорожке.

    Ладья. На одну клетку

    Делайте с ребёнком по очереди ходы белой ладьёй, но только на соседнее поле по вертикали или горизонтали. Учите ребёнка ставить ладью аккуратно в середину клетки.

    В этой игре белая ладья должна каждый раз перепрыгивать через одну клетку.

    Через две клетки

    Здесь ладьи по очереди ходят через два поля.

    После каждого вашего хода малыш следующий ход ладьёй совершает в перпендикулярном направлении, « поворачивает» белой ладьёй.

    Расположитесь с ребёнком с одной стороны шахматной доски. Задайте малышу направление движения ладьи и количество полей, на которые она пойдёт. Например: «Налево на одно поле». Ребёнок делает этот ход и даёт задание вам. Давайте малышу посильные задания. Приблизительно максимальное количество полей, которое может точно отсчитать ребёнок, соответствует его возрасту, т.е.3 поля и т.д. Эта дидактическая игра очень важна для подготовки ребёнка к школе.

    Попросите малыша сделать ход ладьёй их какого-нибудь конкретного положения на максимальное количество клеток.

    Поставьте белую ладью в один из углов шахматной доски. Предложите малышу «пробежаться» белой ладьёй по всем угловым клеткам и вернуться на исходное поле.

    Если ребёнку трудно осваивать ходы ладьи, например, малыш, делая «длинные» ходы, всё время соскакивает ладьёй на соседнюю линию или ходит ею наискосок, поиграйте на фрагментах шахматной доски, маскируя «лишние» поля. Для дидактических игр рекомендуем также фрагменты: две клетки на две, две на три, три на три, три на четыре, четыре на четыре. Получить подобный набор фрагментов, можно и разрезав картонную шахматную доску.

    Дидактические игры на взятие фигур

    «Ладья против ладьи», «Ладья против слона», «Слон против слона», «Ферзь против ладьи и слона», «Ферзь, король, ладья и слон против пешки», «Конь против коня», «Ферзь, ладья и слон против коня», «Король и пешка против коня».

    Шахматная доска. Снайпер

    На шахматной доске в произвольном порядке расставляются 8 белых пешек. Игроку даётся 8 «выстрелов», т.е. он может 8 раз назвать клетку шахматной доски. Если на названной клетке действительно стоит пешка, то она снимается с доски. Снайпером становиться тот, кто за 8 ходов уничтожит все пешки-мишени. Эту игру можно усложнить: разрешить одним выстрелом поражать сразу две мишени, стоящие на одной вертикали или горизонтали.

    На обычное шахматное лото наклеить на бочонки с обеих сторон бумагой с надписями обозначения шахматных полей (а1, е4 и т.д. все 64 квадратика). Можно использовать также шашки или шахматные фигуры. На демонстрационной шахматной магнитной доске играют магнитными шахматными фигурами или шашками, на самодельной демонстрационной шахматной доске фигурами, которые вешаются на гвоздики. Цель игры: научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно (или с минимальными ошибками) находить название шахматного поля.

    Играть можно индивидуально и команда на команду. Воспитатель называет поле и приглашает ребёнка, который должен поставить фигуру. Если допущена ошибка, выходит второй, третий игрок, пока не будет найден правильный ответ. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Если школа располагает достаточным количеством шахмат, каждый игрок отмечает поля на своей доске; при командном соревновании лучше играть на демонстрационной доске: её видно всем, меньше недоразумений.

    Расставь на доске

    Разрезать одну картонную доску на восемь вертикалей, другую на восемь горизонталей и раздать капитанам, прежде перемешав карточки каждой доски (полями вниз). По команде « Расставь линии на доске» дети начинают соревнование: одни ставят на свою пустую доску горизонтальные линии, другие – вертикальные. Побеждает команда быстрее и правильнее выполнившая задание. При повторе игры команды меняются картонками-линиями.

    Карточки используются те же, но собирают доску на пустом столе по памяти.

    Пройди и назови поле

    (Лучше играть на демонстрационной доске)

    Две команды, имея фигуру (пешку, фишку, шашку), отправляются в путь: одна с поля а1 – по тёмным полям, другая с поля а8 – по светлым полям. Игрок переставляет фишку на одно поле и называет его(например, b2, b7). Только если поле названо правильно, по шахматному, он имеет право сделать очередной ход. (Продвигаются только по диагональным линиям .Если фишка второй раз попадает на поле, его можно не называть). Каждый игрок должен обязательно побывать на 32 полях своего цвета по одному разу. Выигрывает тот, кто первым пройдёт все поля. При повторе игры команды меняются цветом полей и начинают соответственно с полей H2, h8.

    Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив каждой – на расстоянии 6-8 м – ставится по столу. На них кладутся шахматные доски. Слева и справа от колонны тоже стоят стулья, на них лежит по восемь пешек (или другие фигуры).

    По сигналу педагога игроки, стоящие первыми, берут со стола пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а чёрную на поле а7, обегают столы, возвращаются обратно, салят по руке следующего играющего и встают в конец своей колонны. Побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек. Когда все восемь пешек будут поставлены, эстафета не прекращается: 9-ый ребёнок снимает пешку, приносит её обратно и кладёт на стол.

    а) расставлять и снимать пешки в том порядке, в каком укажет педагог;

    б) обе команды ставят по 16 пешек (по восемь белых и восемь чёрных), каждая на своей доске.