Софт

телевизионная программа это img-1

телевизионная программа это

Рейтинг: 4.2/5.0 (1516 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, дифференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и систематическом исследовании своей природы, формы и содержания.Итогом статьи является определение понятий «программа» и «передача» как формы организации материалов на современном телевидении.

Ключевые слова:жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.

Обычному телезрителю все равно, что он видит, — ему хочется смотреть, слушать, получать информацию, генерировать эмоции, он никак не пытается идентифицировать телевизионные эфирные продукты. Исследователю необходимо разобраться во всем, что происходит, уловить, найти закономерности, выделить признаки, найти новое, придать ему черты исследованного процесса и получить результат.

Что мы смотрим по телевизору и что мы видим? Всего две разновидности основного потокового телевизионного продукта — одноразовые и серийные проекты. Может показаться, что это очень условное разделение на виды, однако, именно эта классификация позволяет прояснить спор о формате и жанрах телевизионной продукции, который ведут современные медиологи.

Контент — (от английского content — содержание) — это наполнение любого информационного ресурса [11]. Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.

Весь контент телеканалов можно условно разделить на основной и второстепенный. Контент основной занимает до 75–80 % эфирного времени. Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы. Основной контент — это то, ради чего смотрят телевизор.

Контент второстепенный занимает до 20–25 % эфирного времени, — это межпроектные материалы: реклама, анонсы. Второстепенный контент — это части эфира, которые сопровождают просмотр.

Нас интересует часть основного эфирного контента, а именно журналистские эфирные продукты. Именно с этой категорией телевизионной продукции мы попробуем разобраться и провести классификацию по признаку периодичности демонстрации в эфире.

Типологизация — это научный метод, а классификация — процесс. Некоторые классификации могут быть истолкованы как предварительная типологизация или как переходная процедура упорядочивания элементов на пути к построению типологии. Классификация, в отличие от типологизации, предполагает нахождение четкого места каждому элементу в группе. Яркий пример научной классификации — периодическая система Д. И. Менделеева. Критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда касается сущности исследуемого объекта. Чтобы обосновать нашу классификацию, обратимся к терминам.

Продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка. и которая будет удовлетворять потребности потребителей. Продукты делятся на материальные и нематериальные [12]. Продуктом телевизионного канала являются нематериальные аудиовизуальные материалы.

Эфир — это процесс непосредственной передачи телевизионного или радио - сигнала [13].

Таким образом, эфирный продукт — это аудиовизуальный материал, передающийся с помощью телевизионного сигнала. Добавим, что это единица эфирного контента, самостоятельный продукт, обладающий признаками целостности и завершенности.

Телевизионный канал — это полоса радиочастот в диапазоне метровых или дециметровых волн. предназначенная для передачи радиосигналов изображения и звукового сопровождения телевизионного средства массовой информации [14]. Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения [1].

Телевизионный сигнал доставляется «конечному пользователю» либо через эфир (индивидуальная, спутниковая, или коллективная антенны), либо при посредстве кабельных операторов. Эти операторы принимают телевизионные каналы из эфира и передают их по своим кабельным сетям.

Телевидение и телевизионная продукция являются достаточно самостоятельными процессами в системе СМИ, которые нуждаются в системном и систематическом исследовании своей природы, формы и содержания. Дефицит научной классификации эфирной продукции сегодня можно объяснить следующими объективными причинами:

1. Телевидение — это отрасль сбора, обработки и передачи информации, которая развивается очень быстро, — экранные произведения эволюционируют с большой скоростью, подстраиваясь под потребности и желания зрителей-потребителей.

2. До сих пор не существует четких определений и характеристик видов и типов телевизионной продукции. Основное противоречие разворачивается между понятиями жанр и формат при попытках классификации телевизионного контента. «До сих пор дискуссионным остается вопрос о том, как соотносятся между собой жанровые и форматные категории телевизионной морфологии», — считает медиапедагог, М. А. Мясникова, доцент факультета журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького [5]. Как отмечает А. А. Новикова, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания МГУ, «…телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств, жанр же более статичен» [6]. Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату» [9].

Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры, формы и форматы, располагает своей понятийной базой. Для продукции телевидения это жанр и формат. Обратимся к определениям. Жанр — это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру [3].

Формат (от нем. format, фр. format от лат. forma — вид, наружность) — 1) размер листа печатного издания; 2) структура информационного объекта, форма и способ представления данных [15]. Формат — это технологическое понятие. Понятие «телевизионный формат», или «формат телепередачи или телешоу», не имеет в российском законодательстве нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. На практике под телеформатом понимается совокупность сведений и материалов, определяющих творческую концепцию произведения (телепрограммы, шоу, игры и т. д.) и существенные элементы ее практической реализации, включая описание сюжетных линий (идей), правил проведения программы, типов ведущего (ведущих) и иных персонажей, манеры их поведения, хронологической последовательности действий и событий, деталей декораций и сценографии, музыкальное сопровождение, хронометраж и иные творческие и технические элементы телевизионной программы.

Формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую сценарий или сценарный план исходного произведения (программы), описание существенных элементов (в том числе декорационных и сценографических), способов и приемов ее создания.

Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики.

Жанр связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр. [2].

«Формат — это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр — негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями» [8].

М. А. Мясникова полагает, что «формат телеканала» можно определить как концепцию вещания и согласно дифференциации форматов, исходя из способов контакта с аудиторией и соответствующих технологий, выделяет трансляционный, серийный и клиповый форматы эфирного контента. «Первым, основанным на трансляционной технологии телевизионным форматом, соответствующим монологовому (трансляционному) способу контакта с аудиторией, является разовая единица вещания, передача/трансляция. Само слово «передача» указывает на трансляционность, то есть на пересылку, передачу, доставку продукта адресату через преодоление пространственно-временной дистанции. Другой формат, соответствующий диалоговому (программному) способу контакта с аудиторией, — это сериал/программа. Серийные форматы, называемые у нас сериалами, существуют в виде периодически повторяющегося, подчиняющегося синтагматическим связям набора текстов. В основе данного телеформата лежит старый, как мир, принцип серийности, который абсолютно органичен для повседневности. Особенность серийно-программного формата — а это одно из свойств «мозаичной» культуры — равенство и сходство компонентов, их диалогический характер, взаимное влияние друг на друга, в результате чего происходит выявление новых смыслов каждой единицы программы за счет общего ее контекста. Эти форматы несут на себе такие отличительные черты, как длительность и протяженность; прерывистость и дискретность повествования с непременными интервалами между частями; а также повторяемость сюжетных блоков и лиц. Третий телевизионный формат, связанный с интерактивно-информальным, гипертекстуальным способом контакта с аудиторией, это — клип/гипертекст, построенный на основе иных, нежели сериалы, парадигматических связей». Таким образом, М. А. Мясникова определяет периодичность выхода в эфир как отличительную черту формата [5].

На взгляд А. В. Тютюниной, автора магистерской диссертации «Типология форматов российских телеканалов», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, ближе всего к пониманию формата подошли эксперты англо-немецкой компании «TV Formats» [16]. Признавая, что нет жестких, строго зафиксированных правил определения данного понятия, они предлагают сначала дать подробную характеристику той или иной программе, для того чтобы приблизиться к пониманию ее формата. Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, краткое описание, порядок работы, синопсис, бюджет, дизайн, коммерческие возможности [10].

В рамках рассматриваемой темы уместно продифференцировать отдельные передачи, причем, передача здесь употребляется как передача материала в эфир, а не как определение вида эфирного продукта. Выделяют:

- ежедневные телевизионные передачи — выходят каждый день (новости, сериалы и т. д.);

- еженедельные передачи — выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т. д.);

- ежемесячные передачи — выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т. д.;

- нерегулярные передачи — выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и

- ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода — премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке). Таким образом, выделяют регулярные, нерегулярные и ситуационные передачи.

Далее обратимся к значению слов ПЕРЕДАЧА и ПРОГРАММА. Одним из значений слова ПЕРЕДАВАТЬ является способ распространения. Распространить, довести до кого-нибудь каким-нибудь способом. (Передать концерт по радио, по телевидению) [18]. Согласно Викисловаря ПЕРЕДАЧА — это «Процесс вещания на радио или телевидении, а также то, что говорится или показывается в этом процессе (Телевизионная передача. Образовательная передача)» [17]. Таким образом, это процесс доставки аудиовизуального произведения посредством передачи телевизионного сигнала от авторов до потребителей.

Одно из значений слова «передать» согласно Словаря Ожегова: Передать — Отдать, вручить, сообщить кому-нибудь [19]. Это характеристика одноактовости действия. Программа — это так же содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. К примеру, Новая цирковая программа; Радиостанция начинает свои программы.

Телевизионная программа, телепрограмма, телепередача — это видеоряд. обладающий единым назначением и некоторой целостностью (сюжетом ), показываемый по телевидению. Также телепрограмма (телевизионная программа) — список (перечень) телепередач и прочего (фильмы, музыка), запланированных на ближайшее время (обычно — неделя ) и публикуемый в различных СМИ. для информирования телезрителя .

Получается, что по форме любая эфирная продукция — это передача (от значения передавать что-то кому-то, передача картинки и звука на расстоянии, к примеру, передача потока), но по своим составляющим: структуре, назначению, характеру появления в эфире есть такие материалы, которые создаются для потребностей аудитории в цикличности и предсказуемости содержания, характере информации, повторяемости.

Программа передач — это еще и расписание трансляций эфирных продуктов.

Программы — это регулярные передачи, обладающие признаками одного формата. Они имеют одно название, схожую структуру, общую тему, идею, наполнение, оформление, ведущих, аудиторию, постоянный хронометраж и место в расписании передач (эфирной сетке) в одно и то же время, в один и тот же день недели. Это серийный проект, обладающий всеми признаками системного произведения, реализуемого частями. Для программ характерна предсказуемость темы, развития сюжета, постоянная творческая группа. Программа — это всегда часть проекта, а передача — самостоятельный автономный материал. Программа имеет композиционную завершенность как звено цепи. Все звенья одинаковые, они связаны и образуют единый проект.

Передача — это разовые эфирные материалы, нерегулярные, ситуационные проекты, передал — и все. К ним относятся прямые эфиры, трансляции, специальные проекты.

Соотношение в эфире программ и передач является одной из характеристик программной политики канала. К примеру, телеканалы «Россия 1» и «Россия Культура» до 60 % наполняют эфир передачами, все другие крупные федеральные российские телеканалы выстраивают сетку вещания на программах.

Таким образом, периодичность демонстрации основного контента в эфире является отличительной чертой телевизионного формата телеканала. Сколько раз, какими частями, с каким постоянством будет показан материал, имеет важное значение. Объять необъятное — тему взаимоотношений людей, сплетни, слухи, — невозможно в одном продукте, — обязательно требуется много частей, много историй, много времени, — иначе как реализовать в эфире «Пусть говорят» или «Прямой эфир», — имиджевые программы телеканалов «Первый» и «Россия 2»?

Для передач характерна явная жанровая принадлежность. Для трансляций — это комментарий либо репортаж, для прямых эфиров — интервью, беседа или дискуссия, для специальных проектов — репортаж или очерк. Получается, что к форматности ближе программы, а вот передачи — это жанровое поле. Программы ушли в форматы, передачи остались в жанрах.

Невозможно сделать передачу без определенной стилистики подачи информации, поскольку это завершенный материал, композиционно выстроенный и очень четко направленный на конкретную идею. Зритель должен понять задумку, принять информацию и разобраться в увиденном за один раз, поэтому способ обработки информации и ее оболочка очень важны. Программы рассчитаны на многоразовый показ, можно пропустить одну, и ничего не потеряется из общего смысла.

Это вовсе не означает, что передачи вообще не обладают признаками формата. Просто для передач они более формальны, нежели для программ. Эту точку зрения подтверждает О. Р. Лащук, заведующая кафедрой редакционно-издательского дела и информатики факультета журналистики МГУ, которая заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат [4].

Мультижанровость многих программ положена в основу их формата. Наполнение программы материалами разных жанров позволяет всесторонне осветить и раскрыть тему, используя по максимуму все возможности телевидения. Это одномоментность действия в студии и его передачи к зрителю, это как дополнение: репортажные съемки, портретные очерки, — одним словом, все, что может удерживать зрителя у экрана и возвращать его к выпускам программы вновь и вновь. Передачи не дают такого посыла, поскольку они закончены и не предполагают развития. Поэтому для передач так важно быть целостными, завершенными, «дорассказанными»и «допоказанными».

Таким образом, контент телевизионных каналов может быть разделен на основной и второстепенный. Наполнение эфира можно классифицировать по периодичности демонстрации в эфире на передачи и программы. Для передач характерны жанровая принадлежность, для программ — форматная.

1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы. URL// www.telesputnik.ru/docs/concept.doc

2. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 44.

3. Князев А. Основы тележурналистикики и телерепортажа. Учебное пособие Бишкек, КРСУ — 2001, 160 с.

4. Лащук О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 34–37.

5. Мясникова М. А. Понятия «жанр» и «формат» в арсенале медиапедагога, Журнал «Оразование. Медиа. Общество: Пространство сотрудничества», 2011, № 4, URL// http://www.ruskenpo.ru/text/101?m=7

6. Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С.58.

7. Тютюнина А. В. Магистерская диссертация «Типология форматов российских телеканалов». URL// www.hse.ru/data/2013/06/06/1283872237/диссертация.doc

8. Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 55.

9. Williams R. Television: technology and cultural form. — Routledge, 2003. — P. 34.

Телевизионная Программа Это:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Телевизионная программа как единица телевещания

    Телевизионная программа как единица телевещания Все темы данного раздела:

    Тележурналистика как творчество
    Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «чело­век — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх

    Слагаемые профессиональной культуры
    Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р

    Методологическая культура
    Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепе­редаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо

    Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
    Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимо­действии научных, эмпирических и художественных способов освое­ния мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател

    Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
    Не все творческие задачи решаются с помощью логического анали­за. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп

    Методика создания телевизионной образности
    В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналисти­ки, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум

    Методы эфирной презентации телевизионных программ
    Физическая природа телевидения как средства создания и пере­дачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся: – вездесущность (

    Журналист - автор сценария
    Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц

    Состав съемочной группы
    Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, ре­жиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит

    Этапы создания телепередачи
    Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы рабо­ты своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх

    Особенности коллективного творческого труда
    Главной особенностью телевизионной журналистики, принципи­альным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо

    Профессиональная ответственность
    В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанно­сти его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен

    Определение жанра. Жанроформирующие элементы
    Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устой­чивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн

    Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
    Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует. По определению профессора Б. Я. Мисонжн

    Репортажность - природное свойство телевидения
    Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналисти­ки» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид

    Выступление в кадре
    Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, ког­да сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче

    Телевизионный комментарий
    Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъяс­няющего смысл актуального общественно-политического события, документа. Жанроформирующие элементы: Предмет автор

    На телеэкране - эссе
    Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-крити­ческой публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную по­зицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени­

    Телевизионное интервью
    Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,

    Ток-шоу - новый телевизионный жанр
    Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся те­матической, стилевой стройностью, зрелищностью.

    Беседа на телеэкране
    Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитиче­ской публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения. Жанроформирующие элементы:

    Дискуссия
    Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жа

    Теледебаты
    Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контакт­ные передачи. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — дискуссионная встреча дв

    Пресс-конференция
    Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформиру

    Видеосюжет как основа новостной программы
    Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их есте­ственной последовательности. Жанр

    Телевизионный репортаж
    Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист. Жанроформирующие элементы: Предмет

    Телевизионный отчет
    Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно зна­чимого события. Жанроформирующие элементы: Предмет — событие официальное, значительного социального, н

    Телевизионное обозрение
    Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов

    Журналистское расследование
    Журналистское расследование — жанр проблемной телепублици­стики, основным и конкретным назначением которого является выяв­ление существенных причинно-следственных связей отдельно вз

    Телевизионный очерк
    Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусма­тривающим композиционное построение на основе драматургии

    Сатира и юмор на экране
    Понятие «сатира» имеет два основных определения — это: – способ проявления комического в искусстве, состоящий в уни­чтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор

    Фельетон
    Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы:

    Памфлет
    Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрес­сивность, а публицистическое — злободневность, оператив

    Суть телевизионного редактирования
    Телевизионная практика выработала общую методику редактирова­ния — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност

    Редактирование информационных программ
    Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью: – распределяет задания по сбору оперативного материала; – отбирает готовые

    Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
    Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государствен­ного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания

    Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
    Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания теле­радиокомпании «Южный Урал». Региональная информационно-аналитическая программа — это специфи­ческий инф

    Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
    Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног

    Телерепортаж в упражнениях и тренингах
    Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново

    Виды телепрограмм

    Виды телепрограмм

    Телевидение, являясь по рейтингу популярности, вторым, после интернета, источником информации, предлагает сегодня зрителям самые разные жанры и стили подачи разнопланового теле-контента.

    Невероятным успехом пользуются сегодня развлекательные программы, среднее поколение зрителей с большим вниманием и уважением относится к новостям на государственных каналах, а различные ток-шоу и интервью в прямом эфире и вовсе занимают ТОПовые позиции по числу просмотров.

    И если Вы решили пройти обучение по курсу телеведущего. вероятно, полезно будет узнать некоторые особенности, которые имеют разные виды телепрограмм, как на официальных каналах вещания, так и на частных небольших студиях, которые, однако, довольно успешно и продуктивно развиваются.

    Самый официальный вид телепрограмм, который предназначен для объективной подачи информации. В новостях специально подготовленный ведущий, излагает только лишь факты, не приписывая рядом свое субъективное мнение. Во всяком случае, так должно быть согласно тому, как учат на курсе тележурналистики.

    Они тоже могут нести некую информационную нагрузку. Но, как правило, строятся в легкой демократичной форме, чтобы зритель мог, не напрягаясь, получать информацию либо музыкального, либо познавательного характера. Разновидностей таких программ существует также немало. Ведь формат такого рода телепередач сам по себе представляет свободную форму подачи материала, чем и пользуются редакторы и авторы.

    Особенности интервью на телевидении могут быть весьма разнообразны. Так как этот формат очень распространен на телеканалах, как инструмент для создания самых разных видов телепрограмм. Это может быть и социологический опрос, и интервью в формате развлекательного ток-шоу, и деловой разговор с политическим деятелем, которое будет показано в новостной программе. Подробнее про особенности и виды интервью можно узнать из курса телеведущих, где каждый из видов телепрограмм рассматривается отдельно и разбирается преподавателем досконально и подробно.

    Поэтому, если Вы всерьез решили сделать карьеру телеведущего на ТВ, то Вам остается выбрать направление, в котором Вы хотите развивать свои журналистские навыки и отправляться в ВУЗ либо другое профильное учебное заведение, где о телевизионной практике Вам расскажут более подробно и точно.

    Типология телевизионных программ

    Типология телевизионных программ 2. Виды классификаций телевизионных программ

    2.1 Классификация телепрограмм по функциональной направленности

    2.2 Классификация телевизионных жанров по звуковой специфике

    Значимая роль средств массовой информации в жизни современного человека давно уже никем не ставится под сомнение. Любое из них, имея статус «четвертой власти», является сложным и противоречивым явлением, требующим всестороннего изучения.

    Пожалуй, ни одно из достижений научно-технической революции XX столетия не оказало такого грандиозного влияния на развитие человечества, как возникновение самого массового и доступного из всех средств информации - телевидения.

    Являясь отражением реальной жизни во всех ее проявлениях, телевидение выступает с одной стороны в качестве богатейшего источника информации, а с другой - инструмента для изучения развития общества. Жанровые особенности, методы и формы работы телевидения определяются спецификой телевизионного вещания.

    Происходящие в последние годы перемены в социальной структуре российского общества, а также развитие и внедрение технических новшеств обусловили кардинальные изменения в типологии отечественного телевизионного продукта.

    Пожалуй, сегодняшнюю ситуацию на экране можно охарактеризовать словом "телеизобилие". Количество программ и разнообразие их жанров настолько велико, что разобраться в нем бывает сложно подчас даже специалисту. Телевизор смотрит аудитория с разнообразными потребностями, особенностями восприятия и интеллектуального развития. Тем важнее как можно точнее интерпретировать эфирную продукцию с помощью множества различных жанровых структур и классификаций.

    Кроме того, правильное определение типологических характеристик того или иного экранного продукта может помочь телеканалу действовать наиболее эффективно, экономически рационально, четко определяя свою аудиторию и соблюдая ее интересы.

    Все это обуславливает актуальность данной работы. Ее целью является изучение типологии и жанровой классификации телевизионных программ.

    Для реализации заданной цели предполагается решить следующие задачи:

    - выявить специфические особенности телевидения;

    - изучить теорию типологизации телевизионных программ;

    - определить виды классификаций телевизионного продукта;

    - рассмотреть наиболее интересные из них, с учетом телевизионной жанровой структуры.

    1.Теоретические аспектытипологизации телевизионных программ

    телевизионный продукт жанр звуковой

    Несмотря на стремительное развитие сети Интернет, телевидение в наши дни продолжает оставаться самым массовым из средств информации. Оно объединяет в себе возможности всего, что было до телевизионной эры: газет, радио, кино. Объединяет и превосходит. Это объясняется, прежде всего, спецификой средств, используемых для создания телевизионных продуктов и возможностей передачи их потребителю.

    А.Я. Юровский выделяет несколько специфических особенностей телевидения.

    Первая заключается в том, что электромагнитные колебания, образующие телевизионный сигнал способны распространяться в любую пространственную точку, находящуюся в зоне действия передатчика. А спутниковый телевизионный сигнал вообще не имеет ограничений и преград, что еще более усиливает позиции телевидения среди других средств массовой информации. Именно поэтому аудиторией любой телепрограммы могут быть как отдельный регион, так и вся страна.

    Вторая особенность телевидения состоит в том, что в любой передаче задействуются, в отличие, например, от радио, два основных канала получения информации - визуальный и аудиальный. От потребителя экранной продукции это не требует никаких особых усилий.

    К тому же «звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов». [11]

    Еще одной важной особенностью телевидения является его симультантность - способность оперативно сообщать о происходящем событии или действии в момент его свершения. Это, пожалуй, самое уникальное свойство телевидения, дающее возможность телезрителю как бы становиться участником происходящего события.

    Симультантность не является составляющей каждой телевизионной передачи и, тем не менее, оказывает огромное влияние на психологию зрительского восприятия, является доказательством правдивости и документальности происходящего на экране. Подобный «эффект присутствия на месте события» чрезвычайно важен в решении информационной задачи телевидения.

    В массовой коммуникации, одним из средств которой и является телевидение, как и в любом другом виде общения можно выделить несколько компонентов. Коммуникатора, сообщающего информацию, реципиентов (аудиторию), которым сообщают информацию, сообщение - собственно саму информацию и канал - техническое средство, посредством использования которого и происходит передача информации.

    Именно особенностями коммуникационного канала объясняется различие жанровой структуры телевизионного продукта от жанров, например, периодической печати или литературы. С помощью технических средств получают возможность общаться не отдельные люди, а целые социальные группы. Именно этот момент является определяющим в понимании и классификации жанровой структуры телепрограмм.

    Согласно определению, типология - это подразделение на типы или классификация явлений, процессов или объектов, исходя из общности нескольких их признаков. Именно выделение общих признаков и объединение по ним в группы и является главным в процессе типологизации (классификации).

    В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое средство массовой информации (СМИ):

    - по характеру аудитории;

    - по предметно-тематической направленности;

    - по целевому назначению;

    - по времени выхода;

    - по периодичности. [9]

    Речь здесь идет, прежде всего, о печатных средствах массовой информации, но эти же типологические признаки применимы и к телевизионной среде. Главной структурной единицей данной типологии будет выступать телевизионная программа.

    Телевизионная программа (телепрограмма, телепередача), как единица вещания, является формой существования телевидения и представляет собой целостный видеоряд, обладающий единым назначением. Это законченное произведение журналистики или искусства, которое обозначается отдельной строкой в плане вещания и в печатной программе.

    Вопросы типологии телевизионных программ, выявления специфики жанрового многообразия телевизионного продукта рассматривали в своих работах такие теоретики телевидения как Г.В Кузнецов, Е.Я.Дугин, Я.Н. Засурский, В.Л. Цвик, О.Р. Самарцев, О.А. Еременко, С.А. Муратов и другие.

    За постсоветский период истории отечественного телевидения, оно претерпело кардинальные преобразования. Его содержание изменилось радикально. Идеологическая и культурно-просветительская функции телевидения советского периода уступили место развлекательной функции.

    Количество телевизионных каналов и разнообразие передач обязывают четче определять жанр той или иной телепрограммы, для привлечения соответствующей аудитории. К сожалению, легко возникающие новые телевизионные жанры, например, так называемые - авторские - плохо идентифицируются.

    2.Виды классификаций телевизионных программ

    Попытки провести типологизацию телевизионного продукта, классификацию жанровой структуры телевизионных программ отечественными классиками теории телевидения производились не единожды. В качестве типообразующих факторов в них рассматривались: аудиторная направленность, масштаб информации, изобразительно- выразительные и стилевые формы, регион распространения и многие другие.

    Так, например, в рамках функциональной классификации выделяют программы, выполняющие общие функции, многофункциональные, просветительские, художественно-развлекательные и программы, формирующие общественное мнение. Предметно-тематическая классификация подразделяет телепередачи на: политические, экономические, научные. А также передачи о природе, географии, путешествиях, социальных отношениях. Программы о личной жизни, культуре и искусстве, религии, спорте, истории и т.д. По форме экранный продукт делится на программы документальной, документально-художественной, художественно-игровой формы. А также драматические, музыкальные, литературные. Студийные и внестудийные. Живые и в записи, по объему (цикл, сериал, рубрика) и др.

    И, наконец, адресная классификация телепрограмм за основу берет время выхода (утренние, вечерние, дневные) и адресность, с помощью которой аудитория дифференцируется по возрастам, интересам, образованию, профессиональной принадлежности и другим признакам.

    Не следует забывать, что в связи с мобильностью и постоянным развитием телевидения, классификацию телевизионных жанров и их характеристики не следует воспринимать как аксиому. Рассмотрим подробнее две классификации: по функциональной направленности программ и по звуковой специфике, являющиеся на наш взгляд наиболее цельными и интересными.

    2.1Классификация телепрограмм по функциональной направленности

    В качестве главного структурирующего фактора в данной классификации, разработанной при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, выступает основная функция (направленность) той или иной программы в обществе. Исходя из этого, можно выделить следующие группы телевизионных программ:

    1. Информационные (новостные) программы. Являются «лицом» для многих телеканалов. Представляют собой регулярное сообщение о текущих событиях, начиная от политики и заканчивая сводками погоды. Имеют прикладное значение для любого зрителя, удовлетворяя его потребность в информации о происходящем в городе, регионе, стране и мире. Отбор негативных и позитивных новостей и их баланс является важнейшим вопросом редакционной политики.

    2. Специализированные новостные информационные программы - отличаются набором новостей одного профиля. Например, криминальные новости, программы о результатах спортивных соревнований, о моде, сельском хозяйстве, медицине и т.д. Сюда же можно отнести передачи о предвыборных программах кандидатов, созданные без использования элементов драматургии.

    3. Информационно-аналитические программы - содержат обобщенную и систематизированную информацию за определенный срок (неделю, месяц). Их функцией является формирование общественного мнения по поводу событий, представляющих значимый интерес со стороны зрительской аудитории. Выступают своеобразным показателем «зрелости» того или иного канала. В качестве примера можно привести «Вести недели», «Воскресное время» и другие.

    4. Публицистические программы - произведения журналистики, не обязательно связаны с последними событиями, как новости, но так же как информационно-аналитические, формируют зрительское мнение по какому-либо острому вопросу. Являются отражением гражданской позиции канала. Тематика таких программ может быть самой разнообразной. Жанровый разброс - от студийной беседы до телеочерка или документального фильма.

    К публицистическим программам относятся и предвыборные теледебаты. К признакам качественной публицистической программы можно отнести: новизну и оригинальность фактов и идей, авторский подход и четкую авторскую позицию, выдержанность стиля, логику изложения, а также яркость и образность телевизионной картинки и звукоряда.

    5. Познавательно-развлекательные программы, утренних обозрений, чаще всего создаются в форме ток-шоу, т.е. «разговорных представлений». В таких программах крайне важно удерживать баланс между развлекательностью и познавательностью. Немаловажную роль в них играют личностные качества ведущего.

    6. Культурно-просветительские программы. Их главная цель - знакомство зрителя с богатством духовных ценностей, созданных человеком. Тематика таких программ - история и современное состояние искусства и культуры, музыка, театр и т.д.

    По данным социологических исследований эта группа программ пользуется в последнее время значительным зрительским вниманием. Жанровая специфика культурно-просветительских программ разнообразна. Это может быть беседа в студии, документальный фильм, трансляция спектакля, концерта и т.д.

    7. Детские программы ориентированы на дошкольную, школьную, подростковую и юношескую аудиторию. Целью таких программ является, в первую очередь, воспитание, образование и социализация подрастающего поколения. Жанровая специфика программ для детей и юношества чрезвычайно разнообразна. Это мультипликационные и художественные фильмы, научно-популярные программы, телевизионные конкурсы, развивающие и учебные программы, сериалы про школьную жизнь и т.д.

    В настоящее время телевещанию для детской и юношеской аудитории уделяется гораздо больше внимания, чем еще буквально 5 лет назад. «Первый канал» и телеканал «Россия» имеют даже детские телеканалы - «Теленяню» и «Бибигон» соответственно.

    8. Религиозные программы отвечают потребностям огромного числа жителей России, являющихся представителями многочисленных религиозных конфессий. Число таких программ не велико, но, тем не менее, торжественные богослужения, беседы со священнослужителями, специальные телевизионные проповеди, выступления священнослужителей являются составляющими контента многих каналов.

    9. Программы о спорте составляют значительный процент вещания во всех странах мира, не говоря уже о каналах, которые показывают только спортивные состязания.

    Как уже упоминалось выше, небольшие программы с итогами спортивных соревнований относятся к группе специализированных новостных информационных программ. К данному же пункту следует отнести полные трансляции матчей или подробные репортажи о них, анализ побед и поражений спортсменов и т.п. Аудитория таких программ весьма ограничена и определяется исключительно интересом к тому или иному виду спорта.

    10. Художественные (игровые) кинофильмы числом серий от 4 до 12 составляют в большинстве своем развлекательную составляющую каждого канала.

    11. Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделены социологами от художественных кинофильмов. Чаще всего представляют собой разворачивающиеся в одних и тех же декорациях стандартные ситуации. Их функция - исключительно развлечение.

    Востребованность этого телевизионного продукта подтверждают высокие рейтинги. Социологи считают, что увлечение сериалами является своеобразным уходом зрительской аудитории от жизненных реалий. Жанровая структура сериального продукта разнообразна: боевики-детективы, мелодрамы, триллеры, телероманы, «мыльные оперы», ситкомы (комедийные сериалы) и т.д.

    12. Тенденция развития современного телевидения - движение в сторону развлекательности. Поэтому развлекательные программы в настоящий момент - неотъемлемая часть информационно-аналитического вещания любого канала. Эти программы выполняют функцию заполнения досуга и рассчитаны на эмоциональный ответ аудитории, связанный с эмоциональным комфортом, релаксацией и получением удовольствия. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу.

    13. И, наконец, последняя группа телевизионных программ в данной классификации - это рекламная продукция. Кроме новостных, детских и религиозных передач, реклама в том или ином виде может присутствовать почти в каждой телевизионной программе.

    Ее выход регламентируется «Законом о рекламе» Российской Федерации, согласно которому рекламная информация может занимать не более 15% общего эфирного времени. Для специальных рекламных программ: клипов, «сюжетов», кадров - выделяется особое время и соответствующее телевизионное оформление.

    Подводя итог исследованию данной классификации телевизионного продукта, можно сделать вывод о том, что к наиболее значимым составляющим телевизионного контента можно отнести: информационные программы, публицистические, культурно-просветительские и детские.

    Создание каждой из этих передач требует участия высококвалифицированного персонала и серьезных материальных затрат. Именно поэтому они и являются главными определяющими моментами в государственном лицензировании телерадиокомпаний или телевизионных каналов.

    2.2Классификациятелевизионных жанров по звуковой специфике

    А.А. Строкач во главе своей классификации жанров телепрограмм ставит утверждение о том, что «телепередача по своей природе является визуально-акустическим отражением действительности, в основе которого лежат звучащее слово и изображение во всех их вариантах». [10]

    Это и текст, читаемый диктором, и комментарии корреспондента или обозревателя международных новостей, и декламация стихов, и показ фотографий, карт, и картины жизни, снятые теле- и видеокамерами т.д. Помимо этого в программе могут использоваться и другие компоненты визуально-акустического характера: шумовые эффекты, музыкальное сопровождение, передаваемые документально или с помощью магнитных записей картины действительности.

    Таким образом, в данной классификации основным элементом выступает визуально-звуковой способ передачи информации, а особенности того или иного телевизионного жанра зависят от специфики визуально-слухового зрительского восприятия.

    Все телепередачи, исходя из вышесказанного, А.А. Строкач подразделяет на три группы: монологовые, диалоговые и документально-художественные. Рассмотрим их подробнее.

    Главной чертой программ, относящихся к группе монологовых программ, является наличие элемента личного повествования. Как-то: дикторского чтения текста, выступления, комментарии и т.д. Наиболее «типичными представителями этой группы являются: телевизионная заметка или телевизионная корреспонденция, комментированная новость, информационный выпуск, информационный обзор, новости, комментарий и др.». [10] В диалоговых передачах отражение действительности происходит посредством диалога, дискуссий, бесед и т.д. Это могут быть: телемосты, теледебаты, пресс-конференции, дискуссии, диалоги, беседы двух и более собеседников и т.д.

    Определяющей чертой группы документально-художественных телепрограмм является наличие звуковой картины (звукового фона) действительности. Шумы улицы, стадиона, аплодисменты в зале, раскаты грома, шум морского прибоя, звуки промышленного производства могут сделать звучащее слово документального рассказа, репортажа, портретного или страноведческого очерка гораздо выразительнее.

    Архивные фотографии, кадры документальной хроники, географические карты, рисунки и картины являются основным жанровым признаком документально-художественной телевизионной публицистической передачи.

    Часто в таких программах используется музыкальное оформление. В качестве примера таких передач можно привести документальные циклы Э. Радзинского, программы о русских писателях и политических деятелях, документальные очерки о битвах Великой Отечественной войны, о различных путешествиях и другие.

    Еще раз отметим, что в отличие от радио, телевидение предоставляет потребителю информацию в зрительной и звуковой плоскостях. Большую нагрузку несет и портрет автора или ведущего. А именно звуковые аспекты его речи: тембр голоса, тон, интонация, существенно влияющие на восприятие информации.

    Речь здесь идет о персонификации информационного сообщения, усиленного «картинкой». «Если телезрителю нравится личность коммуникатора, то сообщаемая им информация усваивается хорошо, а если не нравится, то на пути информации могут возникнуть часто непреодолимые барьеры». [10]

    Изучив в данной работе специфические особенности телевидения, теоретические аспекты типологизации телевизионных программ, основные виды их классификаций можно сделать следующие выводы.

    Типология, как система, позволяет понять место каждой телепередачи в системе информационного потока, определяя особенности взаимодействия со зрительской аудиторией, помогая выработать наиболее эффективные методы общения с ней.

    Основа типологии телепрограмм - группировка их с помощью определенной модели, типа или жанра. Типологическими признаками могут выступать: состав аудитории, предметно-тематическая направленность, визуально-звуковые особенности, время выхода, периодичность и другие компоненты. Одним из самых важных оснований для формирования типологических групп является характер информации, а также ее авторская компонента. Еще в самом начале создания телевизионного пространства, используя возможности нового средства массовой информации, теоретики и практики от телевидения искали возможности для создания многообразия телевизионных форм.

    Телевидение - искусство синтетическое. Современная тенденция его развития телевидения заключается в соединении в одном произведении элементов игрового, документального кино, музыкального искусства и т.д. В настоящее время практически не существует типов и жанров телепрограмм в, так сказать, их чистом виде. Все они переплетаются между собой, создавая, временами, совершенно новый телевизионный продукт.

    Далеко не все они имеют высокие рейтинги у зрительской аудитории. Тем не менее, этот процесс неизбежен. И в этом, пожалуй, состоит одна из сложностей овладения законами создания телевизионных передач определенного жанра.

    Список литературы

    1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. - М. Аспект-Пресс, 2005. - 176 с.

    2. Вартанов А.С. Российское телевидение на рубеже веков проблемы, программы, лица. - М. Книжный дом «Университет», 2009. - 480 с.

    3. Вакурова Н.В. Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие. - М. 1997 [Электронный ресурс]: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm

    4. Засурский Я.Н. Журналистика. Средства массовой информации. - М. 2005

    5. Колосов А.А. Сапунов В.И. Тулупов В.В. Цуканова М.И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. - М. Издательство Михайлова В.А. 2008. - 320 с.

    6. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: справочник. - М. ИД «Святогор», 2005. - 224 с.

    7. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество. - М. Авантиплюс, 2004. - 428 с.

    8. Рохлин А.М. История отечественного телевидения. - М. Аспект-пресс, 2008. - 128 с.

    9. Свитич Л.Г. Социология журналистики. - М. ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005

    10. Строкач А.А. Основы радиотелевизионной журналистики. Учебное пособие. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Строкач; МГИМО (У) МИД РФ, каф. междунар. информации и журналистики; под ред. В.Л. Артемова. - М. МГИМО, 2001. - 131 с.

    11. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. Изд-во Моск. ун-та «Наука», 2005.

    Размещено на Allbest.ru